Тецаве — Трудности — только в начале

Дата: | Автор материала: Рав Шимшон Довид Пинкус

2285
трудности

Недельная глава Тецаве

«Сделай жертвенник для воскурения благовоний» (Шмот, 30:1).

Когда мы читаем предыдущую главу, описывающую утварь Бейт а-Микдаша – Ковчег Завета и стол, менора и жертвенник, обращает на себя внимание тот факт, что Тора не упоминает в их числе внутренний жертвенник (находившийся в Святая Святых), – золотой жертвенник. Мы находим его только здесь, в конце главы Тецаве, после описания всех деталей утвари Бейт а-Микдаша и одежд коэнов. Тогда-то и появляется указание сделать жертвенник для воскурения благовоний.

Это явно требует объяснения: почему о жертвеннике для благовоний говорится отдельно от всех остальных предметов?

Центром всего служения в Бейт а-Микдаше был большой жертвенник, на котором приносили все жертвы – «постоянные, в соответствии с их порядком, и дополнительные (мусафим), согласно их законам». Все это учит нас великому правилу: Тору может приобрести лишь тот, кто приносит себя в жертву ради нее. Удостоиться Торы можно только посредством большого труда и усилий, а не через любовь к удовольствиям, комфорту и спокойствию.

Это же мы учим из других предметов служения: например, стол, который намекает на духовную чистоту пищи, которая попадает нам в рот.

Это одно из самых тяжелых дел – следить за тем, чтобы любой продукт находился на достойном уровне кашрута, что часто требует больших усилий и денежных затрат.

Точно так же и менора, символизирующая мудрость. Масло, подходящее для меноры, должно было быть самым лучшим, самым очищенным, без всякой примеси. Раши комментирует, что необходима расторопность там, где есть материальный недостаток. Это намек на то, что человек, желающий удостоиться света мудрости, должен серьезно поступиться своим заработком.

После всего этого появляется указание о жертвеннике для воскурений, на котором не приносили жертвы, и не нужны были большие затраты для покупки животных.

Там лишь воскуряли благовония, чудесный запах которых разносился по всему Бейт а-Микдашу и Иерусалиму.

Это учит нас, что все самопожертвование, все трудности в служении Творцу существуют лишь в начале пути, но в конце служение превращается в подлинное наслаждение, как для тела, так и для души. Все части тела приподнимаются самостоятельно с легкостью и желанием, и нет больше ни жертв, ни трудностей, а только прекрасная, приятная жизнь. Сказано в книге «Зоар», что, когда мудрецы сказали: «Тора истощает силы человека», они имели в виду только в начале учебы, а потом – наоборот, она добавляет ему сил и мужества.

Поэтому Тора и говорит о жертвеннике для воскурений, золотом, внутреннем жертвеннике, – в самом конце.

Ведь только пройдя все этапы служения, включающие коэнские одежды и святость служащего, человек приходит к цели: построить внутри себя жертвенник из чистого золота, источающий приятные, чудесные ароматы, дающие душе настоящие удовольствия. Тогда и сказано: «И сделай ему золотую кайму (корону) вокруг». Счастлив тот, кто упорно трудится, чтобы достичь этого замечательного духовного уровня – и тогда золотая корона всегда будет на его голове.


http://www.beerot.ru/?p=40781