Глава Трума — На равных с Творцом

Дата: | Автор материала: Рав Шимшон Довид Пинкус

1109
на равных

«И сделай двух крувим из золота, сделай их чеканными, на двух краях крышки…» (Шмот, 25:18).

Знание о существовании Всевышнего, Благословен Он, в этом мире – это не изобретение еврейского народа. Творец мира – не наша личная «собственность». Как сказано: «Ведь от края, где восходит солнце и до края, где заходит, прославляется Имя Мое среди народов» (Малахи, 1:11). Неевреи тоже знают и признают тот факт, что у мира есть Творец (на каждом американском долларе написано: «На Б-га мы уповаем»). Любое разумное существо, живущее в нашем мире, если только раскроет глаза и оглянется вокруг, обнаружит чудеса Творца, проявляющиеся в каждой детали творения.

Однако существование еврейского народа – это поистине чудо, привнесенное в этот мир Творцом. Человечество давно мучается глубоким философским вопросом: как возможен контакт между Творцом мира, Всемогущим, силам и возможностям Которого нет предела, и Его ограниченными и конечными творениями? Это же просто невероятно!

Это, действительно, сложная философская проблема, над которой задумываются многие неевреи. Однако ответ на этот вопрос заключается в различии между праведником и злодеем. Злодей, хотя и признает тот факт, что Всевышний создал мир, но считает, что на сегодняшний день Всевышний находится где-то там, высоко в небесах, и не связан с миром. Праведник же, напротив, знает, что, кроме того, что Всевышний создал весь мир, Он еще и всегда находится в его сердце, и он может наладить с Ним связь, и даже обратиться к Нему, и говорить с Ним посредством молитв, благословений и изучения Торы.

Более того, Всевышний любит еврейский народ «великой любовью», «вечной любовью», и они как бы супруги.

Именно это символизировали крувим на крышке Ковчега Завета в Храме: один из них символизировал Всевышнего, а другой – народ Израиля. Это еще как-то можно понять разумом, но чудо в том, что крувим были равны! Они были одного размера. И действительно, строку из Шир а-Ширим (5:2): «Сестра моя, голубка моя, непорочная моя», мудрецы комментируют так: «Читай не тамати (непорочная моя), а теумати (моя сестра-близнец), как будто сказано: Я не больше нее, и она не больше Меня».

Постараемся пояснить эту идею с помощью примера. Представим себе великого раввина, например, рава Йосефа Хаима из Багдада (Бен Иш Хай). Он был гением из гениев, святым из святых, посвященным в тайны Б-жественного правления миром. И вот, представим себе, что он заходит в дом, и его маленький сын просит: «Папа, ты можешь мне дать то и это?» Он отвечает, что нужно спросить у мамы. Он – величайший гений, знавший всю Тору, постился в течение сорока лет (он ел один раз в сутки — вечером), а его жена, при всем уважении к ней, явно не на том уровне. И, тем не менее, нужно спросить ее, потому что, выйдя за него замуж, она стала хозяйкой дома, и его «близнецом».

Что соединяет их, что связывает их и делает равными? Причина этого соединения – любовь! Поэтому-то и пишут в тнаим (предварительный документ-договор между мужчиной и женщиной, желающими вступить в брачный союз): «Будут жить в любви и приязни, и владеть имуществом на равных».

Это и имеют в виду наши мудрецы, говоря об отношениях между нами и Всевышним. Нам известно множество историй о великих мудрецах, к которым приходили люди с просьбой удостоиться детей после многих лет бездетного брака, и эти великие мудрецы благословляли их и даже в некоторых случаях обещали, что у них родится ребенок в течение года. И действительно, через год рождался ребенок. Как это? Ведь только Всевышний может сделать такое чудо? Но дело в том, что Всевышний даровал праведникам возможность устанавливать события в этом мире, как бы на уровне самого Б-га. «Даже если Всевышний выносит приговор – он (праведник) может его отменить» (Шаббат, 63а). Тот, кто задумается над этими словами, поймет, что связь между Всевышним и еврейским народом – это самое огромное чудо в мире!


http://www.beerot.ru/?p=40725