Глава Шмот — Избавление — на осле?

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

454
на осле

«И взял Моше жену свою и сыновей своих, и посадил их на осла, и вернулся в землю Египетскую» (Шмот, 4:20).

Поясняет Раши: это тот осел, которого снаряжал Авраам перед жертвоприношением Ицхака. И это тот осел, которого оседлает Машиах, как сказано: «…вот царь твой придет к тебе, праведник и спасенный он, беден и верхом на осле» (Захария 9:9).

Жертвоприношение Ицхака, освобождение из египетского плена и приход Машиха так или иначе связаны с ездой верхом на осле. Рассказывается (Санедрин, 98а), что нееврейский царь Швор спросил у Шмуэля: «Вот у вас говорится, что, когда будет раскрытие Машиаха, то он будет ехать верхом на осле. А не хотите, чтобы я послал ему воспитанного и ухоженного коня из лучших, что есть у меня?» Поскольку мудрец понял, что слова произнесены с сарказмом, ответил ему в том же ключе. Сказал Шмуэль: «Разве есть у тебя конь, имеющий сто оттенков? Ведь у осла Машиаха будет сто оттенков окраски».

«Отличились» ослы и в Септуагинте, переводе семидесяти мудрецов.

В трактате Мегила (9а) приводится список стихов Торы, в которых были внесены изменения при переводе на греческий язык. В списке находится и наш стих (Шмот, 4:20). Все семьдесят мудрецов Торы изменили слова «…и посадил их на осла» на слова «и посадил их на перевозчика людей». Причину подобного изменения поясняет Раши. Дело в том, что царь Талмай, заказчик этого перевода, был не в состоянии воспринять, почему у Моше не было коня или хотя бы верблюда. Вот семьдесят мудрецов и внесли такое изменение, способное сгладить негативное впечатление Талмая. Ведь теперь, читая о жене и детях Моше, царь может подумать, что речь идет именно о верблюде.

И если мысли царей Швора и Талмая мы еще можем понять, то причина того, что многие великие представители нашего народа ездили (или будут ездить) на ослах, действительно требует пояснения.

Говорят мудрецы (Шаббат, 152а), что езда верхом на коне делает человека подобным царю. Езда на осле является признаком того, что он свободный человек. А тот, кто ходит пешком, но носит обувь, достоин зваться человеком. Тот же, кто ходит босой, не является ни тем, ни другим.

В еще одном месте в Талмуде (Псахим, 113б) перечисляются шесть характерных качеств, присущих коням, и одно из них – это гордыня. То есть конь чувствует себя вознесенным над другими и является символом гордыни, поэтому и подчеркивается, что Всевышний утопил не просто египтян, а египтян, ехавших верхом на конях: «… коня и всадника его вверг Он в море» (Шмот, 15:1).

Также в Талмуде не встречаются мудрецы, ездившие на конях, кроме нечестивца Элиши бен Авуйи.

Все приведенные выше источники подводят нас к пониманию разницы между ездой на коне и ездой на осле. Тот, кто едет верхом на коне, превозносится над всеми другими. А это подобает лишь Царю всех царей – Святому, благословен Он. А езда на ослах являлась индикатором скромности и смирения перед Всевышним.

Мул – золотая середина?

Мул царя Давида упоминается дважды. В трактате Санедрин (95а) приводится история о том, как Давид попал в засаду, устроенную ему Йишби, одним из братьев Гольята. Племянник Давида, Авишай бен Цруя попросил разрешения у Санедрина на использование царского мула, который и привел его к месту схватки. А во время попытки бунта Адония Давид приказал усадить Шломо на его мула, отвезти к источнику Шилоах и помазать на престол.

Правда, говорится об Авшаломе, что он сделал себе колесницу, запряженную лошадьми (Шмуэль 2, 15:1).

Предполагает рав Миллер, что Авшалом планировал стать царем и понимал, что, если это случится, то на коне ему не ездить. Поэтому он пытался получить удовольствие от жизни, пока этому не мешал статус. А вот когда он захватил Иерусалим и половина народа поддерживала его, тогда он уже пересаживается на мула: «…а Авшалом ехал верхом на муле… и повис он между небом и землей, а мул, что был под ним, ушел» (Шмуэль 2, 18:9).

Использование коней царственными особами, по-видимому, являлось неприемлемым по вышеприведенным причинам. В тоже время на осле далеко не уедешь во время боевых действий. Вероятно, этим можно объяснить тот факт, что многие важные люди нашего народа ездили не на конях и не на ослах, а на мулах.


http://www.beerot.ru/?p=48761