Глава Шмот — Кто такие ангелы Крувим?

Дата: | Автор материала: рав Яаков Галинский

2066
крувим

Нет отчаянию!

Когда фараон постановил: «Каждого новорожденного мальчика бросайте в Нил» (Шмот, 1:22), сказал Амрам, который был тогда главой поколения: «Напрасен весь наш труд». Он принял решение развестись с женой. Тогда все евреи тоже развелись со своими женами. Пришла к нему его дочь, Мирьям, и сказала: «Папа, твое постановление тяжелее, чем у фараона! Ведь он приговорил к смерти только мальчиков, и только в этом мире. Да еще и неизвестно, исполнится ли его постановление. А ты не даешь шанса родиться и девочкам, причем и в этом мире, и в будущем. И твое постановление точно исполнится». Тогда Амрам вернул свою жену. И все остальные евреи поступили так же. Вот так и родился Моше, избавитель народа Израиля! (Сота, 12а).

Мирьям научила нас, что никогда нельзя отчаиваться. Мы видели это и у царя Хизкияу (Брахот, 10а). Когда он заболел, пророк Йешаяу пришел к нему, и сказал то, что услышал от Всевышнего: «Оставь завещание своим домочадцам, потому что ты умрешь, и не будешь жить [умрешь в этом мире и не будешь жить в будущем]» (Млахим 2, 20:1, Йешаяу, 38:1) Спросил Хизкияу: «За что такой приговор?» Ответил пророк: «За то, что ты не женился». Хизкияу стал оправдываться: «Я не женился, потому что увидел пророческим духом (руах а-кодеш), что у меня родятся дети-злодеи». Мы и представления не имеем, чем он пожертвовал: решил не иметь семьи, а ведь тот, у кого нет жены, не является полноценным человеком (Йевамот, 62б), а тот, у кого нет детей, приравнивается к мертвому (Недарим, 64а)! Да и царская династия прервется. И все это – ради того, чтобы не родился ребенок, который будет грешить перед Всевышним. А вместо того, чтобы получить за это награду, его еще и лишают обоих миров! Потому что – нечего вмешиваться в тайные планы Всевышнего, ты должен делать то, что возложено на тебя.

Хизкияу сказал пророку, мол, дай мне в жены свою дочь, может быть, твои и мои заслуги помогут, чтобы родились праведные дети. Йешаяу ответил: «Уже вынесен приговор». Тогда Хизкияу дерзновенно поднял голову: «Бен Амоц, заканчивай свое пророчество и уходи! Мне передано от моих отцов, что даже если острый меч лежит на шее человека, ему нельзя отчаиваться от милосердия Творца!» И сразу же: «Отвернулся Хизкияу к стене и стал молиться Г-споду». Его молитва подействовала, он выздоровел, ему добавили Свыше еще пятнадцать лет, и у него родился Менаше.

Менаше на самом деле грешил и гневил Всевышнего, он внес статую божка в Храм, и из-за его грехов Храм был разрушен. Но в конце он сделал тшуву, вернулся к Б-гу! (см. Диврей а-Ямим 2, 33:12) И от него пошла династия царя Машиаха!

Мне вспоминается, как Сохнут привез в Израиль евреев из Йемена. Им срезали пейсы, заставляли отказаться от веры… Угрожали отнять работу, последний кусок хлеба, у тех, кто запишет своих детей в религиозные школы. Мы, несколько бней Тора, поехали тогда в Рош а-Аин, записывать их детей в такие школы, о которых они мечтали. А местные безбожники избили нас чуть не до смерти, это было просто ужасно.

Мы возвращались в Бней Брак на автобусе. Я помню, один йеменский еврей сидел рядом с нами и горевал: «Из-за наших грехов мы были изгнаны в нашу страну…» (в праздничном Мусафе мы говорим: «из-за грехов наших мы были изгнаны из нашей страны»; а тут все наоборот). Сердце разрывалось.

Мы поднялись к Хазон Ишу домой. Побои болели, неудача жгла… Я сказал: «Рав, в Польше и в России мы пережили физическое уничтожение, а здесь мы переживаем уничтожение духовное!» Рассказал ему, как нас прогнали палками, как собак.

Хазон Иш выпрямился и сказал: «Мы – солдаты! Мы обязаны делать то, что в наших силах, а Всевышний даст нам нашу награду!»

«Так что, продолжать?» – спросили мы.

«Изо всех сил! – ответил рав, — за каждый синяк вам заплатят великую, огромную награду!»

Честно говоря, я думал, что он имеет в виду великую награду в будущем мире. Но когда я вижу сейчас расцвет сефардского мира Торы, их школы для мальчиков (талмуд-тора), залы ешив и колели для женатых аврехов, множество бней Тора, я понимаю, что Хазон Иш имел в виду великую награду в этом мире, которую увидят наши глаза, и возрадуются наши сердца. Те побои были такими же, как у той лягушки в Египте – от каждого удара египтян из нее «сыпались» сотни и тысячи лягушек. Так и у нас — за каждый удар, который мы получали, появлялись сотни и тысячи бней Тора. Как счастливы мы, как прекрасен наш удел, и как приятна наша судьба!

Все это учит нас, что мы должны делать то, что зависит от нас. А Всевышний сделает все остальное!

Протяни руку и схвати его за хвост!

Во времена рава Меира Шапиро из Люблина (основателя программы изучения Талмуда «Даф а-Йоми») рушились устои иудаизма: стена Шаббата была проломлена, в соблюдении чистоты семьи тоже появились трещины, молодежь устремилась к чуждым идеологиям, в общем – полный мрак и тьма. Однако он не отчаялся и не опустил рук. Рав Шапиро основал ешиву «Хохмей Люблин» и трудился над тем, чтобы поднять честь Торы. А вдохновение на это он нашел в нашей недельной главе.

Когда Всевышний приказал Моше собрать старейшин народа Израиля, сообщить им об Избавлении и пойти с ними к фараону, «ответил Моше: “А если они не поверят мне и не послушаются меня? Если скажут: не являлся тебе Г-сподь?” Спросил Всевышний: “Что у тебя в руке?” “Посох”. “Брось его на землю”, — повелел (Всевышний). Тот бросил (посох) на землю, и он превратился в змея. Моше отпрянул. Сказал Г-сподь Моше: “Протяни руку и схвати его за хвост”. Тот протянул руку, схватил его, и в его руке (змей) снова стал посохом» (Шмот, 4:1-4).

Объясним это. Моше знал, что народ Израиля скатился до 49-й ступени духовной нечистоты, что они служат идолам, и ангелы даже недоумевали: «Чем эти (евреи) отличаются от тех (египтян)?» И он удивлялся, как может быть, что в такое короткое время они настолько опустились? Потомки Авраама, Ицхака и Яакова, святые колена Израиля, как они попали в такую глубокую пропасть?!

«Спросил Всевышний: “Что у тебя в руке?” — “Посох”». Это был не простой посох. Он был сделан из драгоценного камня сапфира, и весил сорок сеа. На нем была высечена аббревиатура египетских казней: ДаЦаХ, АДаШ и БАХаБ (см. «Шмот Раба», 8:3). Он был создан в сумерки, перед первым Шаббатом Творения, и дан Адаму в Ган-Эдене. Адам передал его Шету, тот – Ханоху, Ханох – Ноаху, Ноах передал Аврааму, Авраам – Ицхаку, Ицхак – Яакову, а Яаков спустился с ним в Египет и передал своему сыну Йосефу. Когда Йосеф умер, и его дом опустошили, посох передали во дворец фараону. Итро был одним из советников фараона. Он возжелал этот посох, забрал его и воткнул в землю в своем саду. С тех пор никто не мог даже приблизиться к нему, пока не пришел Моше, протянул руку и взял его (см. «Пиркей де-раби Элиэзер», 39) Получается, это был «посох Б-га»!

«”Брось его на землю”, — повелел (Всевышний). Тот бросил (посох) на землю, и он превратился в змея». Всевышний намекнул Моше: ты удивляешься, как сыны Авраама, Ицхака и Яакова докатились до такого, и так быстро? Ответ прост: вот, «посох Б-га», посох, который побывал в руках Адама, Ноаха и Шема, в руках святых праотцов и Йосефа. А сейчас он в твоих руках, но как только его бросят на землю – превратится в змея, символ зла и разрушения!

Точно так же и евреи: пока они были под руководством и наблюдением праотцов и святых колен, сохраняли свои достоинства. Но когда «умер Йосеф, и его братья, и все то поколение» (Шмот, 1:6), они распространились по всему Египту, и «наполнилась ими земля», и тогда, не имея руководства и надзора, они и скатились вниз.

«Моше отпрянул» – если так, то их уже не исправишь. От змея нужно убегать. Как постановил Рамбам («Илхот Деот», 86:2): если человек живет в плохом обществе, ему следует запереться в своем доме, а если это невозможно – убегать, даже в пустыню. Как сказал пророк Ирмияу (9:1): «Кто бы сделал, чтобы был для меня (оазис) в пустыне, где останавливаются путники, и оставил бы я мой народ, ушел бы от них…»

Но Всевышний не согласился с Ирмияу, и приказал ему остаться в Иерусалиме. Почему? Потому что у лидера есть ответственность перед своей общиной. Мы видели это и в истории с Моше: после греха золотого тельца он хотел поставить свой шатер вне стана, но Всевышний сказал ему, что если он не вернется в стан – будет смещен с должности, и Йеошуа будет вместо него! (Брахот, 63б).

Именно это Всевышний приказал ему: «Протяни руку и схвати его за хвост!» Рав Меир Шапиро объяснил этот так: «за хвост» – означает: «за детей, за молодежь». То есть, речь идет о деятельности среди молодежи, о воспитании детей!

Но Моше рабейну не только схватил его «за хвост», он «протянул руку и (крепко – согласно комментарию Мальбима) схватил его, и в его руке он (снова) стал посохом»! Если и взрослые, и дети будут находиться под управлением Моше рабейну, под его рукой и в его власти, они снова превратятся в «посох Б-га»!

Как известно, слово «Тора» происходит от слова ораа, указание («Зоар», гл. 3, 3:2). Это указание каждому еврейскому лидеру в каждом поколении: даже если евреи сошли с прямого пути и скатились вниз, он не должен убегать и закрываться в своем доме, он не должен падать духом и отчаиваться. Ему следует протянуть руку и схватить «за хвост», – и тогда он превратится в его руке в посох!

Об этом же, отмечает рав Меир Шапиро, говорится и по поводу крувим – изваяний, подобных чистым святым ангелам, которые были на Ковчеге Завета и находились в Святой Святых. Раши пишет (Шмот, 25:18), что их лица были в виде лиц детей. Однако, удивляется рав Меир Шапиро, ведь сказано, что после того, как первый человек согрешил и был изгнан, Всевышний поставил перед вратами Ган Эдена крувим, которые бы не давали Адаму вернуться. Раши комментирует там (Берешит, 3:24): «Крувим – ангелы-разрушители».

Так кто такие эти крувим — чистые и святые ангелы, подобие которых осеняло своими крыльями Ковчег Завета, или ангелы-разрушители?

Ответ: зависит от того, где они находятся. Если детей приводят в Святую Святых, к Ковчегу Завета, где находится святая Тора, они будут святыми ангелами. А если они – вне Ган Эдена, шляются по улицам, то станут ангелами-разрушителями!

В этом и заключается наша задача: протянуть руку и схватить молодежь. Удержать их в нашей руке и увидеть, что они стали «посохом Б-га». Привести их к Торе, к Святой Святых, и они превратятся в святых ангелов!


http://www.beerot.ru/?p=39740