Гнездо на голове… Моше

Дата: | Автор материала: Рав Хаим из Воложина

810
гнездо на голове

«Если попадется тебе птичье гнездо на дороге, на каком-либо дереве или на земле, с птенцами или с яйцами, и мать сидит на птенцах или на яйцах, то не бери матери вместе с детьми. Отпустить должен ты мать, а детей можешь взять себе, чтобы было тебе хорошо и продлились дни твои» (Дварим 22:6-7).

Последняя глава трактата Хулин практически полностью посвящается разбору законов, связанных с заповедью шилуах а-кен – отсылки матери из гнезда перед тем, как взять себе яйца или птенцов. Из того, что сказано в стихе «На каком-либо дереве или на земле…», мудрецы выводят закон, что гнездо должно быть на земле. Спрашивают жители города Папонаи: а если встретил человека, у которого гнездо находится на голове, можно будет выполнить заповедь в таком случае? Как возможна такая ситуация – поясняет «Арух а-Шульхан» («Йорэ Деа», 292:17). Он пишет, что в Индии есть люди, которые уходят в джунгли, чтобы уединиться. Целыми днями они находятся в состоянии медитации практически без движения. Вот в это время и могут птицы свить гнездо на голове. Отвечает рав Матна, что можно выполнить заповедь шилуах а-кен в такой ситуации. Ведь человек, созданный из праха и живущий на земле, продолжает оставаться ее частью. Поэтому гнездо, находящееся на голове человека, все равно что гнездо, находящееся на земле.

Где в Торе содержится намек на имена Моше?

Получив ответ, жители Папонаи не успокаиваются, и задают следующие вопросы. Есть ли в Торе намек на имя Моше до того, как он родился? Мудрецы, конечно же, приводят стихи, в которых скрыты намеки на это и другие имена. Но остается не ясным, какое отношение имеют эти вопросы к общей теме, затрагиваемой Талмудом?

Маараль из Праги в предисловии к книге «Ор Хадаш» так отвечает на этот вопрос. Тело человека материально. Поэтому будет прав тот, кто скажет, что место его здесь, на земле. Но кроме тела у человека есть еще и душа. А разум, находящийся в голове, и, безусловно, имеющий отношение к высшим мирам, тянет его ввысь. На этот факт и обращают внимание наши мудрецы, спрашивая, позволяет ли гнездо на голове человека выполнить заповедь шилуах а-кен. Ведь если мы предположим, что голова человека, в которой находится разум, не имеет отношение к материальному миру, тогда гнездо находится не на земле. Но Гемара приходит к выводу, что по сути своей весь человек является частью земли, что и позволяет выполнить заповедь. А вслед за этим Талмуд приводит вопрос об имени Моше, чтобы намекнуть нам на то, что тело Моше отличается от тел обычных людей. Моше настолько смог исправить свою плоть, что тело его полностью перестало быть материальным.

Из пояснения Маараля следует, что, найдя гнездо на голове Моше, выполнить заповедь шилуах а-кен будет невозможно.

Сними «обувь» твою

О том, насколько Моше смог избавиться от материальной составляющей своего тела, также пишет Альших а-Кадош (Шмот).

Когда Моше хотел приблизиться к несгорающему терновому кусту, то Всевышний сказал ему: «… не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (Шмот, 3:5). Что подразумевается под «обувью»? Поясняет Альших а-Кадош, что у каждого человека есть две материальные оболочки. Одна – это животная оболочка, которая и называется «обувью». Вторая материальная оболочка – это собственная плоть человека, как намекает на это стих: «Кожей и плотью Ты облек меня, костями и жилами покрыл меня» (Иов, 10:11).

Всевышний пояснил Моше, что для того, чтобы превратить себя в сосуд, способный принимать Б-жественные откровения, Моше должен избавиться от обеих оболочек. Поэтому по уровню пророчества Моше значительно превосходил всех других пророков. Также из стихов видна разница между Моше и его приемником Йеошуа. В обращении к Моше сказано: «… сними обувь твою (נְעָלֶיך – наалеха) с ног твоих» (Шмот 3:5). Слово наалеха написано во множественном числе, что намекает на две материальные оболочки, от которых должен был избавиться Моше. Есть подобное и в обращении к Йеошуа: «И сказал вождь воинства Г-сподня Йеошуа: сними обувь (נַעַלְךָ- наальха) твою с ноги твоей, ибо место, на котором ты стоишь, свято оно» (Йеошуа, 5:15). Однако в этом стихе слово наальха приводится в единственном числе, что намекает лишь на одну материальную оболочку, от которой мог избавиться преемник Моше.

Подготовил рав Нахум Шатхин

http://www.beerot.ru/?p=43018

Оставьте комментарий

Please enter your comment!
Please enter your name here