Лакомства к субботнему столу — Недельная глава Микец

Дата: | версия для печати версия для печати
глава Микец

Подсчитать свои дни

«И было по прошествии (в конце) двух лет, и фараону снилось: и вот он стоит у реки». (Берешит, 41:1).

Рав Меир из Перемышлян объяснял это посредством значения слова וַיְהִי, которое наши мудрецы (Мегила, 10б) во многих случаях ассоциируют с бедствием, как например, «И было в дни Ахашвероша» (Эстер, 1:1). И поэтому рав Меир считает, что и здесь «и было» говорит о горестях.

«По прошествии (в конце) двух лет» – микец шнатаим ямим – он объясняет так: микец – это конец жизни человека, шнатаим – когда он соберет все годы своей жизни, ямим – находит только дни. Если человек проводит свои дни в безделье, тогда из всех лет его жизни остаются лишь считанные дни, когда он занимался Торой и заповедями.

«Паним Меирот», рав Меир Айзенштадт

Соответствующее толкование

«И рассказал фараон им свой сон, и некому истолковать» (Берешит, 41:8).

Раши пишет: они толковали, но не «для фараона», их голос не «заходил в его уши» (то есть он их не принимал), он не успокаивался от их объяснения. Они говорили, что у него родятся 7 дочерей, что он похоронит 7 дочерей…

Нужно понять, как фараон знал, что их объяснение не правильное в отношении него, а толкование Йосефа — верное?

В их толковании не было никакого смысла, никакой целесообразности в этих снах. Но из толкования Йосефа стало ясно, что эти сны пришли, чтобы предупредить фараона, чтобы он испугался и заготовил пищу на годы голода. И, таким образом, становится ясно, что это толкование истинное.

«Цицим у-Прахим», от имени Мааршаля

Йосеф был уверен в своем умении толковать сны

«Фараон разгневался на своих рабов, и отдал он меня под стражу в дом старшего над бойниками, меня и старшего над пекарями» (Берешит, 41:10).

Стоит спросить: почему нужно здесь вспоминать «старшего над пекарями»?

Ответ в том, как старший виночерпий говорил с фараоном. Он сказал: мой случай не показатель того, что он хорошо умеет разгадывать значение снов. Мне он растолковал к добру, но можно сказать, что он испытывал свое умение, произойдет ли все так, как он мне предсказал, или нет. Ведь в хорошем случае у него был бы один союзник во дворце фараона.

Но то, что он растолковал сон старшего над пекарями по-плохому, это действительно показатель. Если бы он не умел на самом деле объяснять значение снов, как бы он осмелился настолько рисковать жизнью?! Ведь если бы не исполнилось его толкование, то старший над пекарями стал бы вредить ему. Но он не испугался – ясно, что он знал о себе, что он умеет толковать сны.

Маариль Дискин из Бриска

Злодеи не ценят добро

«И там с нами отрок-еврей, раб старшего над бойниками. И рассказали мы ему, и он истолковал нам наши сны, каждому сообразно с его сном истолковал» (Берешит, 41:12).

Раши говорит: прокляты злодеи, у которых доброе дело не цельное (то есть даже когда делают добро, примешивают туда гадости). Старший виночерпий говорит о Йосефе «отрок» – имея в виду, что он недостаточно умен, «еврей» – не понимает нашего языка, «раб» – согласно египетским законам, раб не мог стать правителем и одеваться в одежду вельмож.

Рав Ашер из Столина добавлял: «Здесь стоит добавить, что и то хорошее, которое они получают от Всевышнего не цельно в их глазах – они всегда ищут в нем недостатки».

 Свидетельство о Йосефе

«И говорил фараон Йосефу: Во сне моем… вот я стою на берегу (аль сфат) реки» (Берешит, 41:17).

Мидраш говорит, что это подобно написанному в Теилим (81:6): «Свидетельством для Йосефа поставил Он его, когда вышел тот в землю египетскую (аль эрец Мицраим – как бы на землю). Язык, которого не знал, услышал я».

Нужно объяснить, что имеет в виду мидраш. Фараону на самом деле приснилось, что он стоял «на» реке, а он потом сказал Йосефу, что стоял «на берегу» реки. Намерением фараона было испытать Йосефа – проверить, истинно ли он понимает его сон. И Йосеф сказал «на» реке Йеор, а не на берегу. И от этого фараон удивился и сказал: «Найдем ли такого, мужа, в котором дух Б-жий?» – видно, что у этого человека есть руах а-кодеш, «дух Б-жий», он сам знает детали сна, которые я скрыл.

И это имеется в виду в мидраше на Теилим: «свидетельство Йосефа» – это свидетельствует о Йосефе, что он — «человек Б-жий». «Язык (сфат – также берег реки), о котором я не знал (так как фараон изменил эту деталь), услышу (Йосеф постиг скрытое)».

«Марганита де-раби Меир», автор рав Меир Шапиро из Люблина

Все сбудется

«И настанут семь лет голода вслед за ними, и забудется вся сытость на земле египетской, и погубит голод землю» (Берешит, 41:30).

В главе Микец рассказ о семи коровах и семи колосьях повторяется три раза. Первый раз Тора говорит об этом, второй раз — со слов фараона, третий раз Йосеф рассказал фараону. Если четырнадцать (семь и семь) повторить три раза, получается сорок два.

Этот подсчет не остался без внимания. Все эти годы голода исполнились для Египта, как сказал пророк Йехезкель (29): «Сын человеческий! Обрати лицо твое к фараону, царю Египта и пророчествуй о нем и о всем Египте. Говори и скажешь: так сказал Г‑сподь, Б-г: вот Я – против тебя, фараон, царь Египта… Посему, вот Я – против тебя и против рек твоих, и предам землю Египта полнейшему разрушению и опустошению… Не пройдет по ней нога человека, и нога скотины не пройдет по ней, и не будет обитаема сорок лет. И предам землю Египта опустошению среди земель опустошенных; и города его средь городов разрушенных будут пустынею сорок лет…»

Два первых года исполнились еще во времена Йосефа (но потом в Египет пришел Яаков и ради праведника голод прекратился), а остальные 40 лет пришли на Египет позже.

Рабейну Бахье

Почему шпионы?

«И вспомнил Йосеф сны, которые снились ему о них, и сказал он им: Соглядатаи вы! Высмотреть наготу земли пришли вы!» (Берешит, 42:9).

Почему Йосеф обвинил их именно в том, что они разведчики?

Его намерением было, чтобы братья не пошли по всему Египту разыскивать его, пока не догадаются, что он и есть Йосеф. Поэтому он обвинил их в шпионаже, чтобы перекрыть им возможность поисков по Египту. Ведь если бы они стали искать и выспрашивать, их могли бы действительно заподозрить в том, что они соглядатаи.

«Кли Якар»

Уже исправили

«И пили они и охмелели (вместе) с ним» (Берешит, 43:34).

Раши написал, что с тех пор как продали его, не пили вина, а в тот день пили. Нужно понять, почему они пили вино, ведь тогда Йосеф им еще не открылся?

Можно сказать так: когда они увидели, что не почувствовали зависти оттого, что Биньямин получил больше, чем они, то поняли, что уже исправили грех продажи Йосефа, который был следствием зависти, как написано (Берешит, 37:11): «И завидовали ему его братья». И поэтому они уже могли пить вино.

«Кав Хен», рав Шмуэль из Карова

По вашим словам

«У кого найдено будет из рабов твоих, тот умрет, и также мы будем господину моему рабами. И сказал он: также и ныне по вашим речам (верно) это. У кого будет найдено, тот станет моим рабом, вы же будете невиновны» (Берешит, 44:9-10).

Многие комментаторы Торы стараются понять, почему посланник говорит: «Также и ныне по вашим речам (верно) это», ведь потом он говорит нечто отличное от их слов? Они говорят «умрет», а он говорит «станет рабом»?

Можно объяснить так, что до этого момента братья всегда судили провинившегося по самому строгому суду, как в случае с праведником Йосефом, который говорил о них «славу худую», за что они сразу же приговорили его к смерти. А Йосеф, который стал правителем Египта, который «продает всему народу земли», знает, что судить нужно милосердно (и его посланник – как он сам, то есть отвечает вместо него). Посланник говорит: «Также и ныне по вашим речам (верно) это» (даже сейчас, когда вы сожалеете и раскаиваетесь в продаже Йосефа, все равно) вы ведете себя так же, как в том случае. Вы еще не передумали, не изменили свое поведение. Вы сразу же судите человека самым строгим образом. Но прямой путь состоит в том, чтоб судить милосердно, то есть «У кого будет найдено, тот станет моим рабом».

«Нер Исраэль»

Ценность имущества

«И сказал Исраэль: “Зачем вы причинили мне зло, сказав тому человеку, что у вас есть еще один брат?”» (Берешит, 41:14).

«Никогда наш праотец Яаков не говорил пустых вещей, кроме этого раза. Как сказал Всевышний: Я занят тем, чтобы сделать его сына царем в Египте, а он говорит «зачем причинили мне зло»? Как сказано (Йешаяу, 40:27): «Зачем говорить тебе, Яаков, и твердить тебе, Израиль: Скрылся мой путь от Г-спода, и правление Б-га оставило меня?»» («Мидраш Раба», 91:10).

Однажды к раву Шаху пришел еврей, который был совершенно раздавлен потерей всего имущества, и попросил приободрить и поддержать его. Рав Шах рассказал тому о себе: в молодости он считался одним из самых лучших учеников ешивы. А в то время таким ученикам предлагали очень уважаемые пары, порой к невесте даже «прилагалась» должность рава в каком-нибудь городке.

«Когда же я начал искать шидух, — продолжил рав Шах, — мне предложили в невесты племянницу рава Исера Залмана Мельцера. Никакого приданого у нее не было. Место жительства нам устроил сам рав Исер Залман, отдав нам часть своего маленького дома – комнату просто разделили пополам занавеской. Однако, поскольку невеста обладала замечательными душевными качествами и выдающейся Б-гобоязненностью, я согласился. Были ребята, которые подсмеивались надо мной, потому что никаких средств на жизнь я не получил от этой женитьбы.

Прошло некоторое время, и пришло время опасности и бед. Правильным шагом было оставить все и бежать от опасности. Так я и сделал, и для меня покинуть город вовсе не было испытанием, так как у меня не было никакого имущества, которое привязывало бы меня к месту.

А мои друзья, у которых было много всякого добра, убедили себя, что можно остаться, и ситуация не такая уж страшная. На самом деле, они просто боялись потерять нажитое. Но, в конце концов, никого из тех, кто получил приданое, не осталось в живых, а мы с женой спаслись!»

Наследие Менаше

«И разодрали они одежды свои, и, возложив каждый на осла своего ношу, возвратились в город» (Берешит 44:13).

Удивительно, но колено Менаше было единственным из всех колен, которое получило удел и в Святой Земле, и за рекой Иордан.

Всем хорошо известно, что только сыновья колен Реувена и Гада соблазнились пастбищами с сочными травами в Заиорданье. Однако нигде в Торе мы не встретим просьбы потомков Менаше о получении удела в захваченных землях Сихона и Ога.

«Хизкуни» поясняет (Бемидбар, 32:33), что такому странному разделению была причина. Когда-то Менаше, родоначальник этого колена, стал причиной того, что братья Йосефа разорвали свои одежды. Это произошло, когда кубок Йосефа был найден подброшенным в мешке Биньямина. А в «Берешит Раба» сказано, что тот, кто подбрасывал кубок, а позже и преследовал братьев, был не кто иной, как Менаше.

И посмотрите, насколько сильны отголоски наших поступков. Ведь Менаше всего лишь выполнял приказ своего отца Йосефа! И, несмотря на это, став причиной разрывания одежд сыновей Яакова, потомки Менаше были «разорваны» друг от друга.

Пути истины

«Ответил Йосеф фараону: “Не от меня (толкования) – Б-г даст ответ на благо фараону”» (Берешит, 41:16).

Представим себе: двенадцать лет Йосеф провел в яме, и в одно мгновение его вызвали к царю? Логично предположить, что он сделает все, чтобы найти милость в глазах фараона, чтобы тот выпустил узника на свободу. А ведь фараон был идолопоклонником. Неужели Йосеф не мог, хотя бы внешне, показать фараону, что его взгляды склоняются к мировоззрению фараона, или, как минимум – польстить ему?

Но Йосеф приходит к фараону, и первые слова, которые он произносит – «не от меня… – Б-г даст ответ фараону». Ведь упоминание Имени Всевышнего могло привести к тому, что фараон сразу выгнал бы его. Как же он не боялся так явно продемонстрировать свою веру в Творца?

Объясняет рав Яаков Нейман в своей книге «Даркей Мусар», что Йосеф знал: не может быть, что человек, идущий по пути истины, пострадает. Наоборот, это принесет ему пользу и только пользу!

Человек должен помнить, что Всевышний дает ему жизнь на каждом его шагу, лично направляет его путь, и у любого успеха или провала есть причина и следствие.

«Леитанег бе-Таанугим», рав Й. Гринбойм

 Избавление близко

«И послал фараон, и призвал Йосефа, и поспешили (букв. — бегом) поднять его из ямы» (Берешит, 41:14).

Всю свою жизнь Хафец Хаим твердо верил, что Геула уже совсем близка.

Однажды он сказал своим ученикам: «В главе Микец говорится: «И послал фараон, и призвал Йосефа, и поспешили поднять его». А теперь посмотрите – он сидел в египетской тюрьме двенадцать лет, и никому не было до него дела. Но когда подошел момент, в который Всевышний постановил выпустить его – его вытащили из тюрьмы тут же, буквально бегом.

Точно так же произойдет, когда придет время Избавления. Праведный Машиах придет вдруг, неожиданно – причем ни на секунду раньше, ни на секунду позже, чем нужно. И тогда нас погонят бегом из стран галута в страну нашей Геулы, и мы не задержимся на месте ни одного лишнего мгновения».

«Леитанег бе-Таанугим», рав Й. Гринбойм

 

Подготовили р. Нахум Шатхин, Зисси Скаржинская и Лея Шухман

 

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

Добавить комментарий