Леках Тов — Ки Теце — Пути борьбы со злым началом

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Байфус

554
со злым началом

«Когда выйдешь на войну с врагом твоим…» (Дварим, 21:10).

«Сказал рав Леви бар Хама от имени рабби Шимона бен Лакиша: человеку следует постоянно натравливать свое доброе начало на злое, как сказано: “Содрогайтесь и не грешите” (Теилим, 4:5). Если превозмог его (злое начало) – хорошо, если нет – пусть обратится к Торе… Если превозмог его – хорошо, если нет – пусть скажет “Шма”… Если превозмог его – хорошо, если нет – пусть вспомнит о дне смерти…» (Брахот, 5а).

Хафец Хаим говорит, что самый большой и опасный враг человека – это его злое начало. Наши мудрецы учат нас, что против этого врага следует вести постоянную, непрерывную войну, как сказано (Брахот, 5а): «Человеку следует постоянно «натравливать» свое доброе начало на злое». Говорит Раши: «Натравливать доброе начало – чтобы оно вело войну со злым».

Сказанное можно объяснить примером. Представим себе, что один из компаньонов в деле обнаружил, что его товарищ иногда ворует. Тот, кто не руководствуется разумом, может подумать так: «Что было, то было. Он ведь не вернет мне ни гроша. Зачем же зря скандалить…» Но тот, кто рассуждает здраво, понимает, что если не поднять шум сейчас и не отчитать вора, то и в будущем он продолжит красть, и чем дальше, тем больше.

Или возьмем другой случай. Один из компаньонов вдруг замечает, что другой дает ему денег больше, чем причитается. Он делает это, чтобы товарищ закрыл глаза на то, что и в собственный карман он кладет намного больше положенного. Умный компаньон откажется взять даже на копейку больше, чтобы не быть вынужденным покрывать вора. Подобна этому и война со злым началом.

Если человек подведет итог прошедшего дня, то увидит, сколько часов времени потрачено впустую, сколько благословений произнесено им впустую и т. д. Если человек не примет это близко к сердцу, не огорчится и не раскается, а скажет лишь «что было – то было», то и завтра он попадет в сеть злого начала.

Иногда злое начало «подсовывает» человеку сразу много заповедей и добрых дел, чтобы он почувствовал себя праведником без греха, и не придавал большого значения проделкам злого начала. Поэтому и говорят мудрецы: «постоянно следует человеку натравливать свое доброе начало на злое». Пусть каждый скажет себе: «Что же ты задремал? Почему ты так спокоен и беззаботен перед злым началом?» Нельзя оставлять его без присмотра. Следует воевать с ним за прошлое и следить за собой, чтобы не попасться в его сети в будущем.

Продолжают мудрецы и говорят: «Превозмог его (злое начало) – хорошо, а если нет – пусть обратится к Торе». Заслуга Торы защитит человека от дурного начала. Говорится в мидраше (Мидраш Раба, Насо), что если человек трудится над Торой, Всевышний отстраняет от него злое начало.

Если же и это не помогает, пусть он прочтет «Шма, Исраэль» и примет на себя ярмо Царства Небес. Тому, кто испытывает страх перед Всевышним, не страшно злое начало. «Превозмог его – хорошо, если нет – пусть вспомнит о дне смерти». Еще один совет тому, кто ведет войну со злым началом – вспомнить о дне, когда придется дать ответ за все свои дела. Эта мысль избавит человека от всех дурных качеств, которыми наделило его злое начало.

Заканчивает Хафец Хаим: «Если только ты выйдешь на войну с врагом твоим – с Небес помогут тебе превозмочь его, ”и предаст его Г-сподь Б-г твой в руку твою”».


http://www.beerot.ru/?p=51331