Леках Тов — Шофтим — Тора – наше зеркало

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Байфус

230

«…не отклоняйся от того, что скажут тебе, ни вправо, ни влево» (Дварим, 17:11)

Весьма поучительны слова нашего учителя Хазон Иша в письме, адресованном одному из общественных деятелей, где говорится, среди прочего, об обязанности слушаться мудрецов поколения.

«…Этот метод – превращение Торы в набор разных частей, так, чтобы установление законов о запрещенном и разрешенном было одной частью, а законов, касающихся мирских дел, было другой частью; обычай подчиняться указаниям мудрецов поколения в первой из упомянутых частей и оставлять на произвол свободного выбора то, что относится ко второй части, – это старый метод вероотступников, еще со времен духовного падения еврейства в Германии. Это метод тех, кто совращал еврейский народ, чтобы он смешался с другими народами, и не осталось бы ему спасения.

Разделение между установлением закона в отношении запрещенного и разрешенного (с одной стороны) и установлением ”ограды“ и постановлениями мудрецов в общественных делах (с другой стороны), – подобное разделение есть произвольная (безосновательная и запрещенная) трактовка Торы и бесчестие мудрецов ее. (Делающие это) – среди тех, у кого нет удела в будущем мире, и они не годны быть свидетелями». [Полностью письмо приводится в книге «В кругу великих», стр. 87]

Об указаниях мудрецов в отношении «повседневной жизни» написано в книге «Ор Эльханан». Иногда, говоря об актуальных вопросах, рав Эльханан Вассерман повторял слова Хафец Хаима: «В жизни человека есть моменты, когда он вынужден принять решение, но не знает, как это сделать. Сам вопрос может быть жизненно важен и, не зная, что делать, человек может впасть в отчаяние. И если кто-то шепнет ему: ”Ведь ты можешь спросить совета у самого Всевышнего, благословен Он!”, то в недоумении возразит человек: “Но как?!”

Ответ прост: такая возможность дана каждому. У нас есть Тора, включающая ответы на все вопросы в мире. Решение, которое находится в Торе, и есть совет Всевышнего! Нам следует знать, что, кроме заповедей и запретов, Тора содержит и советы. Эти советы проверены и вечны, как сама Тора. Например, говорит Талмуд (Бава Мециа, 42): «Всегда следует разделить деньги на три части: треть вложить в земли, треть – в товар и треть держать при себе». Ведь если человек потеряет часть денег, другие уцелеют. Это – проверенный совет! Тот, кто не следует этому правилу – не нарушает запрета, но отказывается принять добрый совет».

Рав Эльханан добавлял к сказанному и свои слова: «Если бы Реувен сказал тебе, что ты испачкал лицо, а Шимон утверждал бы, что, напротив, твое лицо – чистое, что бы ты сделал? Ты бы подошел к зеркалу и сам понял, кто говорит правду. Тора – наше зеркало, в котором отражается все. В случае сомнений и споров следует прежде всего вглядеться в то, что говорит Тора».

Великий ученик Хафец Хаима и глава ешивы в Барановичах часто говорил и о том, что, как говорит Тора, «взятка ослепляет зрячих». Поэтому даже самый мудрый из мудрецов непременно ошибается, если только у него есть личные предубеждения и интересы. А для непредвзятого мнения все искривленное становится прямым и все запутанное – понятным и очевидным. Все заблуждения разума, как часто объяснял рав Вассерман, коренятся в предвзятости сердца. Не будь ее – истина была бы простой и очевидной.

Тора названа «глубоким, умным советом», и она – единственный советчик для всего народа Израиля и для каждого еврея во всех его делах.

Человеку неведомо, к какой цели стремиться, и какой путь приведет его к доброй цели. Только Тора даст ему совет о том, что есть благо для него. Нужно только искать в Торе и нужно, разумеется, знать, как искать.

Один из достойных евреев Барановичей зашел как-то к раву Эльханану, чтобы посоветоваться о своих торговых делах. Он рассказал, что сомневается, взяться ли за определенное дело или нет, и не может принять решения. Рав Эльханан взял том Талмуда и погрузился в него, покуда гость сидел напротив и с трепетом ожидал ответа. Через несколько минут рав закрыл книгу и дал ответ. Когда дверь за гостем закрылась, рав Вассерман обратил внимание на выражение недоумения на лице оказавшегося рядом ученика: как связан вопрос торговли с углублением в Талмуд? Рав ответил: «Слова Торы делают разум прямым, озаряют его светом. После того, как я немного занялся Торой, Всевышний, благословен Он, помог мне дать правильный совет».

Перевод – рав М. Гафт.


http://www.beerot.ru/?p=51282