Недельная глава Бешалах
Хитрости в борьбе с дурным началом
В недельной главе Бешалах написано (Шмот, 13:17): «…То не повел их Б-г по пути [через] землю плиштим, ибо близок он …».
Отказ Святого, благословен Он, вести еврейский народ через землю плиштим может научить нас тому, как человек должен направлять себя по жизненным путям.
Рав Элияу Деслер пишет в своей книге «Михтав ми-Элияу» (третья часть, стр. 293), что одного лишь принятия на себя обязательства не совершать грех в будущем недостаточно для раскаяния и исправления, поскольку в этом случае все еще остается опасность того, что грешник легко вернется к своим дурным делам. Правильный образ действия – «сжечь мосты», то есть искоренить саму причину греха и то состояние, в котором находился человек до того, как исправил свои пути.
В Талмуде (Эрувин, 53б) рассказывается история о том, как, направляясь в некий город, раби Йеошуа бен Хананья встретил на перепутье мальчика и спросил его, по какой дороге идти. Мальчик ответил: «Эта [дорога] коротка, но длинна, а эта – длинна, но коротка». Раби Йеошуа пошел по первой дороге, но, дойдя до города, обнаружил, что из-за прилегающих садов войти в него здесь невозможно. Вернувшись, он обратился к мальчику: «Ты же сказал мне, что она коротка!» «Но разве я не сказал тебе [также, что она] длинна?» – ответил ему мальчик. Первая дорога действительно была короче с точки зрения расстояния, которое нужно было пройти по ней до города, но на практике, чтобы быстрее попасть в город, следовало идти по второй.
В упомянутом выше стихе Тора учит нас, что иногда следует выбрать именно длинную дорогу, даже если для этого придется идти через моря и пустыни, – главное, чтобы не осталось возможности вернуться к пути злодеяний. Человеку следует много работать и тяжело трудиться, чтобы искоренить привычки своего дурного прошлого и таким образом перекрыть себе путь к греху. И все же такое отдаление помогает не всегда.
Так, например, когда евреи выходили из Египта, они, несмотря на свои усилия отдалиться и «сжечь мосты», не спаслись в полной мере, ведь фараон погнался за ними и настиг их. Причина этого – в том, что, уходя из Египта, еврейский народ все еще в какой-то степени держался за свою прежнюю жизнь. Говоря фараону, что уходят лишь в «трехдневный путь» (Шмот, 5:3), евреи намеревались не только ввести в заблуждение фараона, чтобы тот думал, что они еще могут вернуться, но и удовлетворить этим свое дурное начало. Смысл был в том, чтобы облегчить тяжелое испытание путешествия по пустыне. Таково правило борьбы с дурным началом – использовать его же уловки. Когда оно хочет удержать нас от выполнения заповеди, мы говорим ему: «Только в этот раз» или «Только немножко» и т. п.
Но этот прием может сам по себе вызвать другие трудности. Такое компромиссное возражение по сути показывает, что человек не готов в полной мере к войне со своим дурным началом и у него не хватит сил усмирить его напрямую. Таким же было положение еврейского народа около моря Суф. И этим воспользовалось дурное начало в лице фараона, который погнался за евреями и настиг их, когда они разбили лагерь около моря. Но означает ли такой поворот событий, что никакой надежды уже не осталось? Нет! Стремительный прыжок Нахшона в море – именно он привел к рассечению и к спасению еврейского народа. Отсюда мы всегда можем учить, что, действуя с готовностью к самопожертвованию, человек полностью побеждает дурное начало, как сказано (Шмот, 14:27): «…И возвратилось море при наступлении утра к природной силе своей… И опрокинул Г-сподь египтян среди моря».
Это – единственный ясный совет для того, кто не хочет вводить себя в заблуждение.
Обман дурного начала с целью уменьшить испытание помог раву Яакову Исраэлю Каневскому (также известному как Стайплер), когда он был солдатом в русской армии. Однажды ему приказали охранять больницу. Была зима, и солдаты, выходившие в наряд ночью, получали теплую шинель, которая защищала их от мороза. Каждый постовой передавал шинель тому, кто приходил охранять вслед за ним. Однажды рав Каневский вышел в наряд в ночь Шаббата и увидел, что предыдущий постовой повесил шинель на дерево. Возник вопрос: можно ли нарушить Шаббат, сняв с дерева шинель? В принципе, можно было найти возможность разрешить, поскольку речь шла о нарушении запрета мудрецов (пользоваться деревом в Шаббат), а переохлаждение и обморожение могло представлять угрозу для жизни. Однако Стайплер решил попробовать выдержать пять минут без шинели. По прошествии этого времени он решил продержаться еще пять минут, рассудив, что столь небольшой отрезок времени без шинели точно не представляет угрозы для жизни. Таким образом, откладывая нарушение раз за разом, рав Каневский простоял на посту всю свою ночную смену, так и не сняв с дерева шинель.
Отдалиться от испытания
В недельной главе Бешалах написано (Шмот, 13:18): «И повернул Б-г народ в пустыне на дорогу к морю Суф».
Возникает вопрос: разве у Святого, благословен Он, было недостаточно других возможностей для того, чтобы смирить обусловленное тяготами странствования по пустыне стремление евреев вернуться в Египет? Неужели для этого нужно было обязательно вести их к морю Суф?
Также логично предположить, что Творец мог бы избавить еврейский народ от войны, когда они вошли в Землю Израиля, подобно тому, что мы находим в истории о нашем праотце Яакове: «И был страх Б-жий на городах, которые вокруг них, и не преследовали сынов Яакова» (Берешит, 35:5). А в Иерусалимском Талмуде сказано, что, когда евреи вошли в Землю Израиля, гиргашиты покинули ее и отправились в Африку. Понятно, что таким же образом Творец мог бы посеять страх и среди остальных шести народов, вынудив их бежать за пределы Земли Израиля.
Ясно, что все эти возможности были открыты для Всесильного Б-га. Почему же Он предпочел такой, на первый взгляд, запутанный путь – заставить еврейский народ кружить «в пустыне… к морю Суф»? По мнению рава Яакова Исраэля Каневского, это указывает на некоторые особенности того, каким образом Творец контролирует происходящее в этом мире.
Основной принцип сотворения мира и его цель – наличие свободы выбора. Вокруг свободы выбора вращается все служение Б-гу, которым занят человек. На человека возложено преодолеть все свои желания и выполнить желание своего Творца, в том числе – и даже в основном – когда он сильно желает каких-либо телесных удовольствий.
Поэтому все, что связано со святостью и со служением Б-гу, приобретает двойную важность, когда оно очищено страданиями и испытаниями. Как сказали наши мудрецы (Авот, 5:23): «В соответствии со страданиями – награда». А в «Авот де-раби Натан» (3:6) мудрецы добавляют: «Лучше один в страданиях, чем сто без страданий».
Как известно, Земля Израиля – это один из трех подарков, которые Творец дал еврейскому народу вместе со страданиями, как сказано в Талмуде (Брахот, 5а): «Три хороших подарка дал Святой, благословен Он, евреям, и все они были даны только вместе со страданиями: Тора, Земля Израиля, Будущий мир».
По этой причине на самом входе в Землю Израиля еврейский народ ожидала война. С одной стороны, стремление избежать страха войны запечатлено в природе человеке его Царем. С другой стороны, было очень вероятно, что евреи решат вернуться в Египет, чтобы не вступать в войну. Г-сподь решил предупредить такое развитие событий и отдалил их от Египта на большое расстояние, поведя через пустыню, чтобы возвращение в Египет тоже не казалось им легкой задачей.
Таким образом Святой, благословен Он, уравновесил страх войны за Землю Израиля и возвращение в Египет, которое теперь представляло бы собой тяжелый переход через большую пустыню, в которой живут змеи и скорпионы. После того как перед еврейским народом появились две эти возможности, свобода выбора – основа работы человека в этом мире – вернулась на свое место.
Вместе с тем, нам следует знать, что и после того, как Святой, благословен Он, ставит перед человеком выбор между хорошим и плохим, Он помогает ему выбрать хорошее, сохраняя при этом свободу выбора. Как это происходит? Очень просто. Создавая препятствия и преграды, Творец затрудняет человеку путь ко злу. В итоге возможность выбрать добро и идти по прямому пути, не отягощенному проблемами и страданиями, выглядит более привлекательной, хотя в принципе перед человеком по-прежнему открыты все дороги. Так Всевышний поступил и с еврейским народом во время исхода из Египта.
Из нашей святой и вечной Торы и из того, как Святой, благословен Он, руководил еврейским народом при исходе из Египта, нам следует учить на все поколения: этот мир полон испытаний, подстерегающих человека на каждом шагу. Когда страсти усиливаются, человек теряет весь свой страх перед Небесами. В этот момент между ним и смертью – то есть грехом – один шаг. Чтобы исправить положение, нужно, главным образом, очень сильно отдалиться от места греха и тем самым уменьшить испытание. Воспитывая в себе страх перед Небесами и обращаясь с молитвой к Творцу, человек удостоится помощи Небес и избежит греха.
По книге рава Яакова Байфуса «Леках Тов». Подготовил рав Элияу Швальб