Микец — Йосеф, Шмуэль… и Ротшильд

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин | версия для печати версия для печати
ротшильд йосеф шмуэль микец

«И сказал фараон Йосефу: сон снился мне, а толкователя ему нет, а я слышал про тебя, что ты понимаешь сон, как толковать его. И отвечал Йосеф фараону, говоря: это не мое; Б-г даст ответ во благо фараона» (Берешит, 41:15-16).

Наказание пророка Шмуэля

Рассказывается в книге Шмуэля (1:16) о том, как пророк Шмуэль был послан Всевышним в город Бейт Лехем, для того чтобы помазать на престол нового царя. Но вдруг со Шмуэлем происходит что-то неладное. Ишай проводит семь своих сыновей перед пророком. Всевышний говорит Шмуэлю, что среди них нет будущего царя народа Израиля, и пророк Шмуэль все еще не знает, где же избранник. И здесь Шмуэль находится перед серьезной дилеммой. Разве может быть так, чтобы Всевышний послал его выполнить невыполнимую миссию? Ведь все сыновья Ишая предстали перед ним, но ни на одного не пал выбор Всевышнего! И Шмуэлю ничего не остается, как спросить, есть ли еще сын. Ишай даже представить себе не мог, что Давид, которого считали чужим ему, незаконнорожденным сыном, может иметь хоть какое-то отношение к этой церемонии. Мидраш рассказывает, что Ишай отказывался послать за Давидом, пока пророк Шмуэль не пригрозил, что сам пойдет за ним. Но и о том, что прибыл восьмой сын Ишая, пророк понял не из пророчества, а по тому, что масло помазания так и норовило само выплеснуться на голову Давида. Что же произошло со Шмуэлем? Почему Всевышний до последнего скрывал от него личность претендента на царский престол?

За ответом на этот вопрос мудрецы отсылают нас в девятую главу, где рассказывается о первой встрече пророка Шмуэля с будущим царем Израиля – Шаулем.

После трех дней безуспешных поисков пропавших ослиц, Шауль решает обратиться за помощью к пророку. На входе в Раму, место проживания пророка, Шауль встречает человека, к которому он обращается с вопросом о месте пребывания пророка Шмуэля. И вдруг этот человек отвечает Шаулю, что он и есть тот ясновидец, которого он ищет.

Разумеется, среди намерений пророка не было желания превознестись. Однако, чтобы получить наказание Свыше, было достаточно и тени намека на гордыню. Сказал Всевышний: «Ты так уверенно заявляешь, что ты — ясновидец. Так Я покажу тебе, что ты можешь видеть лишь тогда, когда Я этого захочу».

А каково было наказание пророку? Шмуэль так и не смог определить претендента на престол среди сыновей Ишая.

Не толще волоса

Говорят наши мудрецы (Санедрин, 99б), что Всевышний взыскивает со Своих праведников за самые незначительные грехи, которые могут быть не «толще волоса». И даже когда совершенно ясно, что в намерениях не присутствуют личные интересы, от великих людей требуется абсолютная чистота мыслей.

Вот еще один пример ошибочно произнесенных слов, за которые пришло взыскание. Достаточно было Моше неосмотрительно произнести: «…а дело, которое слишком трудно для вас, предоставьте мне, и я выслушаю его» (Дварим, 1:17) — как тут же последовало наказание. К нему приходят дочери Целофхада, и Моше не может дать им ответ, на который, как сказано в источниках, даже дети в хедере могли бы ответить.

Но как тогда должен был повести себя пророк Шмуэль, чтобы не вызвать негодование Всевышнего? Может быть, так, как это сделал барон Ротшильд?

Скромность барона Ротшильда

Среди многочисленных историй, произошедших с бароном Ротшильдом, есть одна, имеющая отношение к нашей теме. Один еврей прибыл издалека на важную встречу с бароном. Для того, чтобы привести себя в порядок после долгого пути, человек этот направился в баню (еврейскую, разумеется). Там он обратился к другому еврею со следующей просьбой: «Не могу ли я вас кое о чем попросить? Видите ли, я готовлюсь к важной встрече с бароном Ротшильдом, и для меня очень важно хорошо и бодро выглядеть. Не могу ли я попросить у вас о небольшом одолжении – потереть мне спину?» И тот еврей с радостью принялся выполнять просьбу. Как же наш путник был изумлен во время приема, когда обнаружил, что в кресле барона Ротшильда восседает именно тот еврей, который любезно согласился потереть ему спину в бане.

История, безусловно, поучительная и достойна подражания. Но можно ли ее использовать как универсальный пример скромного поведения? Ведь в случае с пророком Шмуэлем это выглядело бы скорее не как скромность, а как «игра в скромность». Ну неужели было бы правильно отправить Шауля по собственному адресу, а после стука в дверь открыть ее и скромно представиться: «Шмуэль. Очень приятно»!

Не я – Б-г ответит

В качестве иллюстрации того, как подобало бы ответить пророку Шмуэлю, мудрецы приводят историю с Йосефом. Фараон, будучи уверенным в сверхъестественных способностях Йосефа, говорит ему: «…сон снился мне, и толкователя ему нет, а я слышал про тебя, что ты понимаешь сон, как толковать его». И вдруг, абсолютно неожиданно не только для фараона, но и для всех там присутствовавших, Йосеф ответил: «…Не я – Б-г ответит во благо фараона». Иными словами, Йосеф сказал: «Извиняюсь, уважаемый фараон, но вы ошибаетесь. Вы приписываете мне особый дар, тогда как настоящим источником этих способностей является Всевышний. И это Тот Б-г, Который стоит не только надо мною, но и над вами». Разве Йосеф не понимал, что, говоря так, он подвергает свою жизнь большой опасности? Конечно, понимал. Но еще он понимал и то, что только такой ответ способен принести положительный результат. И фараон действительно признал правоту Йосефа, как сказано: «Найдем ли мы такого, как он, человека…» (Берешит, 41:37). И более того — фараон прилюдно принимает, что за всем этим стоит Всевышний, как сказано: «…так как Б-г возвестил тебе все это, нет разумного и мудрого подобно тебе» (там же, стих 39).

И если Йосеф, находясь в сердце сильнейшей и нечестивейшей страны мира, нашел в себе силы произнести: «не я – Б-г ответит во благо фараону», значит и пророк Шмуэль мог бы ответить: «Когда Б-г показывает мне, тогда я вижу».

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

Добавить комментарий