Хукат — Давайте подсчитаем!

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Галинский

1741
подсчитаем

Недельная глава Хукат

«Поэтому говорят сказители притч: “Идемте в Хешбон: отстроится и укрепится город Сихона!”» (Бемидбар, 21:27).

Мы росли в другом мире, в исконном еврейском мире, в котором из поколения в поколение передавались традиции и поговорки. Одна из распространенных поговорок была такой: «Тот, кто живет без хешбона (подсчета), умрет без видуя (исповеди)». И я никак не мог понять, в чем связь. Пока не приехал в ешиву Новардок и не узнал о движении мусар.

Вот тогда-то я и понял. Сказано в Мишлей: «Любой путь человека прям в его глазах». Нет ни одного человека, который бы считал, что его путь ошибочен, крив, и он оступается на каждом шагу. Можно было бы сказать, что здесь употреблено слово иш, что означает не просто «человек», а человек достойный и порядочный. Почему бы такому не подумать, что его путь прям?! Но в другом месте в Мишлей сказано: «Путь глупца прям в его глазах», и глупец уверен в этом. И не просто прям, а «все пути человека чисты в его глазах» (там же), чисты, как чистое оливковое масло, без всякой примеси, без тени сомнения!

А если так – в чем ему исповедоваться? Мы ведь объявляем перед Рош а-Шана в «Отмене обетов»: «Я не жалею, не дай Б-г, о хороших делах, которые совершил!»

Есть тут только один совет: первая, базисная ступень в лестнице раби Пинхаса бен Яира, которая подробно объяснена в книге «Месилат Йешарим»: «Суть качества осторожности в том, что человеку следует быть осторожным в поступках и вообще во всем. Иначе говоря, размышлять о своих поступках и душевных качествах, и следить за ними, хороши они или нет. Не бросать свою душу, упаси Б-г, на погибель! Не следовать бездумно своим привычкам, уподобляясь слепому во тьме […], а идущий по жизни бездумно, не размышляя, хорош его путь или плох, подобен слепцу, бредущему берегом реки: опасность для него, несомненно, огромна, и беда куда ближе спасения».

Первая ступень, мы сказали? Это не совсем точно. Расскажу вам: большой знаток Торы, гаон рав Элияу Моше Шисгаль, зять великого рава Моше Файнштейна, однажды разговаривал с ребе из Сатмара. Они беседовали о Торе и Б-гобоязненности, и в процессе беседы рав Элияу упомянул известную «лестницу» раби Пинхаса бен Яира: «осторожность приводит к расторопности, расторопность приводит к чистоте…»

«Ошибка!» – заметил Сатмарский ребе.

Тот удивился, ведь вся книга «Месилат Йешарим» построена на этой «лестнице», и он постоянно ее повторяет! Начал заново: «Осторожность приводит к расторопности, расторопность приводит к чистоте, чистота приводит к воздержанию, воздержание приводит к просветленности…»

«Ошибка!» – повторил ребе. Тогда рав Элияу понял, что что-то тут кроется. «В чем же я ошибся?» – спросил он.

Ребе из Сатмара ответил: «Книга “Месилат Йешари” действительно начинается с качества осторожности, но в Гемаре сказано: “Тора приводит к осторожности…”, и Рамхаль цитирует это в конце своего предисловия к “Месилат Йешарим”!»

И это так понятно! Ведь если смысл качества осторожности – это хешбон нефеш, самоанализ, постоянная проверка и наблюдение за собой, то как это можно сделать без Торы, ведь «Невежа не боится греха, и малознающий не может стать благочестивым» (Авот, 2:5).

Получается, что сама «лестница» начинается с хешбон нефеш, с качества осторожности, но основа, фундамент, на котором стоит эта лестница – это Тора!

Именно так комментирует Гемара (Бава Батра, 78б) слова нашей недельной главы: «Поэтому говорят сказители притч: “Идемте в Хешбон: отстроится и укрепится город Сихона”!» «Сказители притч» – это властвующие над своим дурным началом, а «идемте в Хешбон» – это означает, давайте сделаем хешбон (подсчет): подсчитаем, что мы «проигрываем», когда исполняем заповедь, в сравнении с наградой, получаемой за нее. И что мы «выигрываем», совершая грех, в сравнении с тем, что теряем из-за него. «Отстроится и укрепится» – если будешь так поступать, построишь себя в этом мире и укрепишься в будущем мире.

То есть лишь «Торы» и «осторожности» – недостаточно. Человек может знать все законы, заниматься самоанализом, различать свои ошибки, но у него не будет сил владеть собой, обуздывать свои склонности и улучшать свои пути. Сказано: «Кто богатырь? Тот, кто покоряет свое дурное начало», а он – слабый…

Так что, прежде всего, от человека требуется быть богатырем, властвующим над своим дурным началом. А после этого – заниматься самоанализом, проверкой себя, и постоянным улучшением своего пути.

Это подобно кораблю, попавшему в бурю. Он крутился, как щепка, в бушующем море, поднимался на гигантских волнах к небу и падал вниз, его затягивали водовороты, и люди молились только о том, чтобы остаться в живых. Но вот буря утихла, и капитан пытается направиться к надежному берегу. Первым делом ему следует знать, куда плыть, чего он хочет достичь. Это – Тора. Во-вторых, он должен хорошо разбираться в звездной карте, понять, где корабль находится, посмотреть на компас и определить направление, куда плыть. Это – «осторожность», хешбон нефеш. Проверять, не ошибся ли, и если что – менять направление. После этого нужно расправить паруса и начать плыть. Это – «властвующий над своим дурным началом». Но если мачта сломалась, а весла унесло в море, если он так побит бурей, что лежит, как неподвижный камень, то чем ему помогут все его знания?

Теперь мы можем понять слова Гемары в трактате Хулин (105а). Шмуэль был одним из величайших наших мудрецов, из первых амораим. В вопросах имущественного права алаха установлена по его мнению, и сказано, что небесные пути были ясны для него, как улицы его города. Отец его тоже был великим мудрецом, и даже приводятся алахот от его имени. Однако в Гемаре он назван именем своего великого сына: «Отец Шмуэля».

Вместе с тем, Шмуэль свидетельствует о себе: «В этом деле я по сравнению с отцом – как уксус по сравнению с вином. Ведь отец обходил свои владения дважды в день, а я – только один раз в день!»

Что уж может испортиться за полдня? И из-за этого он видел себя как уксус, испорченное вино! Если уж это действительно так важно – так обходил бы тоже дважды!

О чем же здесь речь? Ответ в том, что, конечно же, речь не идет о материальном, фальшивом имуществе. В конце концов, либо человек остается без него, либо оно остается без человека. Речь о настоящем – духовном – имуществе. О заповедях и добрых делах, исправлении душевных качеств и искоренении дурных склонностей. Насколько здесь нужно стоять на страже! Сказано (Иов, 28:17): «Не сравняются с ней (в цене) золото или стекло». Объясняют наши мудрецы, что речь здесь идет о словах Торы, которые приобрести тяжело, как золотые драгоценности, а потерять легко, как легко разбить стеклянный сосуд.

Отец Шмуэля дважды в день устраивал «генеральную проверку», занимался самоанализом, проверял и исследовал, исправлял и выравнивал, а сам Шмуэль – не настолько опасался, и делал это только один раз в день. Поэтому он в своих глазах был, как уксус в сравнении с вином!

Подготовила г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=42184