Недельная глава Шлах — Главы сынов Израиля

Дата: | Автор материала: Хатам Софер | версия для печати версия для печати
главы

Из комментария Хатам Софера на Тору

«И сказал Г-сподь Моше, говоря: «Пошли себе людей, чтобы разведали они страну Кнаан… И послал их Моше из пустыни Паран по слову Г-спода, все – мужи, главы сынов Израиля»» (Бемидбар, 13:1-3).

«Пошли себе людей…». Следует объяснить, что основная причина греха разведчиков заключалась в намерениях тех, кто их послал. Ведь всякий посланец общины терпит немалый ущерб из-за пославших его, как видим мы это в наши дни – в силу грехов наших.

Всевышний, благословен Он, хотел умножить заслуги Израиля и сказал Моше-рабейну: «Пошли себе людей…» – только ты один и никто другой. Так и исполнил Моше сказанное Б-гом: «и послал их Моше… по слову Г-спода…»

Однако случилось так, что в тот же час, когда Всевышний повелел послать разведчиков, эта мысль овладела всеми евреями, и вся община обратилась к Моше, как сказано в книге Дварим (1:22): «И подошли ко мне все вы… Пошлем людей перед собой…» И об этом сказал Моше: «и понравилось мне», ибо обрадовался, что желание народа едино с волей Творца. Из этого и вышло несчастье, ибо многие из народа требовали этого из-за недостатка веры.

И известно, что посланник Всевышнего [даже человек, когда исполняет свою миссию] называется ангелом (малах), как написано в других местах в Танахе.

Если бы разведчики отправились в страну Израиля, как посланники Всевышнего, не говорила бы о них Тора как о главах сынов Израиля, ведь какое величие может сравниться с величием посланника Творца!

Тора намекает нам на то, что Моше-рабейну выполнил волю Всевышнего и послал их «по слову Г-спода». Но сами они – «все мужи [а не малахим], главы сынов Израиля» – и их (а не Творца) посланцы.

Глядя на это можно понять, по скудности разумения моего, сказанное о разведчиках, которых отправил Йеошуа (сорок лет спустя). «И послал Йеошуа бин Нун из Шитим двух человек – разведчиков тайно…»

«Тайно» – в тайне от евреев, чтобы это не стало известно, и ничьи посторонние мысли не привели бы к греху.

И еще можно сказать, что в Своей милости, Всевышний смирил гнев до сорока лет. Так, чтобы каждый из поколения пустыни смог достичь своей духовной цельности и удоститься удела в грядущем мире. Но десять глав колен, которые погибли сразу же, исчезли, казалось бы, не дай Б-г, навеки. Однако очевидно, что они были людьми столь великими, что уже исполнили свое предназначение и достигли духовной вершины. И кроме того, как сказали наши мудрецы, что всякий, прошедший четыре локтя в стране Израиля, заслуживает искупления всех грехов. И хотя согрешили они, вернувшись, никакой грех не отменяет заслуг. Наказание свое получили они немедля, но награда их – в жизни вечной.

Перевод – рав М. Гафт.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

Добавить комментарий