Ноах — Смотреть в прошлое и тревожиться о будущем

Дата: | Автор материала: Рав Шимшон Довид Пинкус

798
прошлое

«И вошел Ноах, и его сыновья, и его жена, и жены его сыновей с ним в ковчег из-за вод потопа» (Берешит, 7:7)

«Ноах тоже был из тех, кто страдал маловерием, он и верил, и не верил, что наступит потоп, и не входил в ковчег, пока вода не заставила его» (Раши там).

Только когда начали лить дожди, и вода стала подниматься, и заставила Ноаха войти в ковчег, только тогда он поверил, что мир на самом деле обречен на гибель от потопа.

На первый взгляд, как такое может быть? Ноах, названный Торой «совершенным праведником», Ноах, который на протяжении ста двадцати лет самоотверженно строил ковчег, не обращая внимания на насмешки и преследования своих современников, — про него говорят «страдал маловерием»?

Видится, что объяснение таково: Ноах думал, что Всевышний – долготерпелив, Он наверняка простит людей и в последний момент не исполнит того, что сказал. Это и есть недостаток в совершенстве веры.

Мордехай, в противоположность ему, обладал большой верой. Он абсолютно верил, что приговор «уничтожить, убить и стереть с лица земли всех евреев» будет исполнен. Правда, Всевышний поклялся Аврааму, Ицхаку и Яакову, что их потомки будут существовать, но претензия, что, мол, обещание должно быть исполнено, не сможет отменить приговор. В час беды следует кричать и взывать к Творцу, собрать всех евреев на пост и молитву и прилагать все усилия, чтобы изменить тяжкий приговор.

Поскольку Мордехай верил, что беда придет, и боялся ее, он удостоился отменить ее. А Ноах, из-за того, что ему было трудно поверить, что положение поколения изменится к худшему, стал причиной того, что потоп состоялся, и даже был назван его именем: «Ведь воды Ноаха это мне» (Йешаяу, 44:9)

И в нашем поколении каждый человек обязан проливать слезы, чтобы положение не изменилось к худшему. В поколении, полном таких резких переворотов, нужно опасаться неожиданных событий. Некоторые беспокоятся по поводу финансового положения, а другие – по поводу ухудшения безопасности страны. Но более всего следует тревожиться и беспокоиться по поводу духовного состояния. Мы удостоились того, что наши дети растут и воспитываются в ешивах и религиозных школах. Но мы обязаны помнить, что за это пролито много слез (наших матерей, бабушек) при зажигании свечей. Молитвы и Теилим, которые со слезами читали отцы и матери, плача о будущем своих сыновей и дочерей – они и дают нам силы. Наша задача – смотреть в прошлое и учиться на будущее. На каких слезах вырастут наши дети?

Я слышал, что, когда великий рав Ицхак-Зэев из Бриска был при смерти, в его последние дни его проведал рав Элазар Шах и сказал ему, что не каждый удостаивается оставить после себя такую прекрасную семью великих знатоков Торы. Ответил ему рав Соловейчик: «Знаешь, сколько слез и молитв я вложил в них? Сколько постов постился?»

[Рав Цви Диамант, машгиах ешивы «Ор Исраэль» пришел однажды к великому раву Яакову Каневскому и попросил благословения преуспеть в воспитании детей. Стайплер отчитал его: «Детей не воспитывают благословениями! Чтобы преуспеть в воспитании детей, нужно великое множество молитв и слез! Я и сам не перестаю молиться о своем Хаимке…» (в то время рав Хаим Каневский был уже известен своим величием в Торе).

Машгиах смутился: «Но я не знаю, как молиться…» – «Тогда попроси жену! – ответил Стайплер, — Матери умеют плакать, и их слезы оказывают влияние!» (приводится в книге «Агадат Пниней Кеилот Яаков», стр. 121).]

Нужно задуматься: в поколении Торы, в доме величайших светочей мира, было вложено столько постов и слез, молитв и прочитанных Теилим, чтобы удостоиться достойных потомков, чтобы Тора не уходила от них. А что мы можем ответить вслед за ними?

Мы обязаны верить, что ситуация может измениться в любой момент, и поэтому следует молиться и взывать к Творцу заранее, чтобы спастись от таких бед.


http://www.beerot.ru/?p=43510