Песнь Аазину — чтобы была Песнь эта Мне свидетелем о сынах Израиля

Дата: | Автор материала: Рав Элханан Буним Вассерман

1301

1. «А теперь напишите себе эту Песнь и научите ей сынов Израиля, вложи ее в уста их, чтобы была Мне Песнь эта свидетелем о сынах Израиля». (Дварим, 31:19) Три заповеди даны нам здесь: во-первых, записать саму Песнь; во-вторых, научить Песни сынов Израиля, чтобы знали они смысл слов; в-третьих, вложить в их уста.

«Вложить в их уста» означает, как говорит Раши (в начале гл. Мишпатим), сделать слова эти «на устах их» подобными накрытому столу, готовому к трапезе.

Этот стих подразумевает и заповедь написания свитка Торы. Но буквальный смысл Писания всегда является правильным. В буквальном же смысле стих говорит о написании самой Песни. И после окончания Песни также сказано: «И сказал Моше: ”Обратите сердце ваше ко всем словам, которыми я свидетельствую о вас ныне”». Так сыны были Израиля предупреждены об особом внимании к словам Песни.

Мы видим в этом величие этой Песни и ее особую важность. Ведь ее касается целый ряд предостережений: ее нужно как следует понять и запомнить. Ничего подобного не сказано ни об одной главе Торы. И сама Тора называет тому причину: «чтобы была Песнь эта Мне свидетелем о сынах Израиля». И далее: «И будет, когда постигнут его многие беды и несчастья, ответит Песнь эта перед ним свидетелем…». Говорит Раши (Гитин, 83): «Ответит, ответит громким голосом, подобно сказанному: “и ответят левиты и скажут громким голосом”». Эта Песнь не произнесет слова свидетельства, она прокричит их! Смотрите: обо всем, что происходит с вами, уже сказано вам более трех тысяч лет назад. Ничего не было сказано впустую. Все произошло и происходит на наших глазах.

Написал Рамбан, что если бы Песнь была написана неким астрологом, предвидевшим будущее, стоило бы поверить ей, ибо до сих пор осуществились все ее слова, ничего не было сказано зря…

2. Песнь говорит обо всем, что произошло с народом Израиля, от появления его как народа и до конца дней включительно. О времени, предшествующем приходу Машиаха, говорят последние стихи. Как говорит Раши (Дварим, 32:35): «До сих пор свидетельствуют о них упреки, чтобы служила эта Песнь свидетельством. Когда постигнет их (евреев) наказание, пусть знают, что Я предупредил заранее. Отсюда и далее – слова утешения, которое придет, когда закончатся несчастья. Об этом говорится: ”Ибо рассудит Г-сподь народ свой, сожалея о рабах Своих. Когда свершится над евреями суд Всевышнего, снова сжалится Он над ними“». Здесь и говорится о будущем Освобождении. Но когда же оно наступит? Написано (32:36): «Когда увидит (Он), что крепнет рука, и только лишены они лидера и собственной власти». Когда увидит Всевышний, что рука врага все больше крепнет… Сказал Всевышний о них: «Где божества их?» – идолы, которых они сделали, «которые тук жертвы их пожирают, пусть поднимутся и помогут им…»

В этих коротких словах – яркая картина материального и духовного состояния народа Израиля в предшествующее приходу Машиаха время. Нам надлежит вникнуть в смысл этих слов, которые, как зеркало, отражают наше нынешнее состояние.

Перед приходом Машиаха будет полностью разрушена власть Торы над народом Израиля

3. Из стихов Торы явствует, что, когда народ дойдет до такого состояния, наступит Освобождение. Очевидно, что за все время нашего изгнания не было и не будет такой ситуации, которая возникнет в преддверии прихода Машиаха. И если приглядеться к истории Израиля, видно, что «только лишены они лидера и собственной власти» – лишены руководства, объединяющего и укрепляющего народ. Такого состояния не было никогда вплоть до последнего времени.

Известно, что во времена мудрецов Мишны и Талмуда был Наси (глава народа) в Стране Израиля и Глава Изгнания в Вавилоне. Власть Глав Изгнания в Вавилоне существовала еще около пятисот лет после завершения составления Талмуда, уже во времена Гаонов. И после ухода Торы из Вавилона (история с четырьмя пленными) каждая еврейская община находилась под автономной властью, поддерживавшей самостоятельную жизнь народа по Торе. Эта власть пользовалась полномочиями, предоставленными царями, чтобы наказывать преступников. Известно из ответов мудрецов тех поколений (Рашба, Риваш и др.), что в каждом городе имелись «истребители грехов» – особые люди, преследовавшие злодеев и истреблявшие зло из Израиля. Мудрецы же в каждом поколении вводили постановления в соответствии с требованиями времени и места, и слова их были законом, подобно слову царя. Более того, мудрецы Израиля зачастую служили министрами у царей народов мира. Они защищали евреев извне, пользуясь своим влиянием, чтобы отменить злонамеренные указы. После изгнания из Испании, когда многие евреи обосновались в Польше, там был основан «Совет четырех земель». Затем существовали «ярмарки», на которые собирались мудрецы и влиятельные люди поколения, чтобы стоять на страже Торы Израиля. Во времена рава Хаима из Воложина состоялась последняя «ярмарка» в городе Зельва. После «ярмарок» еще существовалкагаль, обладавший властью до 5600 (1840) г. Он был распущен по указу царя Николая Первого, благодаря стараниям «просветителей» (маскилим). И все же, даже после этого еще существовала некая автономная власть благодаря Торе и духовному авторитету мудрецов поколения, пользовавшихся почетом всего народа, внимавшего их словам.

Но вот, около пятидесяти лет назад появилась известная группа, поставившая себе цель сделать презренной Тору и несущих знамя ее и в открытую осквернить все святое. И в этом деле они весьма преуспели, возможно, даже больше, чем рассчитывали. И в наши дни кишат во всех поселениях наших поклонники чуждой нам культуры, митъявним(перенявшие греческую, чуждую культуру, подобно тому, что было во время событий Хануки). В особенности в Красной Стране (СССР) и в Святой Земле, где у них есть подобие власти, они преследуют с лютой яростью всех, кто придерживается Торы Г-спода. Будь это в их власти, они несомненно убивали бы верных Торе. И так исполнилось сказанное: «только лишены они лидера и собственной власти». Такой ситуации не было со дня, когда стал Израиль народом.

Любое учение или партия, и любая сила, на которую уповают, несет в себе идолопоклонство

4. «И сказал: ”Где боги их, оплот, на который полагались они, которые тук жертв их пожирают, пусть поднимутся и помогут им”» (там же, стих 37).

В этих словах говорится, что во времена перед приходом Машиаха евреи будут поклоняться различным идолам, думая, что идолы помогут им спастись от несчастий. И видя, что один идол не помогает, станут служить другому, затем третьему и т. д., покуда не убедятся в том, что бесполезны и бессмысленны все они, как сказано (там же, стих 39): «глядите, что Я – это Я…»

На первый взгляд эти слова кажутся странными: какое идолопоклонство существует у нас? Совершенно очевидно, что язычество вовсе не обязательно состоит в служении идолу из дерева или камня. На самом деле, все, чему человек приписывает способность помочь или навредить, становится для него настоящим идолом. Ибо «нет ничего, кроме Него». И тот, кто уповает на какое-либо учение или партию, превращает их в своего идола. Тот же, кто полагается на собственную силу и могущество руки своей, делает идолом себя самого. Вспомним теперь, сколько идолов сменили мы с начала «просвещения» до наших дней. Даже если принять в расчет только последние семьдесят лет: либерализм, демократия, социализм, коммунизм и, с другой стороны, национализм, сионизм. На каждого из этих идолов мы вначале полагались, будучи уверенными, что он спасет нас. И чем все кончилось? Все они рассеялись, как дым, и не спасли нас. А сколько жертв было принесено ради служения им! И не только денег. Человеческие жертвы! Дети, воспитанные в скверне для нужд служения идолам, творящие грех ради греха. Не было подобного в Израиле!

[Слова рава сказаны перед Второй Мировой войной и до образования государства Израиль, оторвавшего от веры многие десятки тысяч. И ныне мы под властью этого идола, как отчасти будет сказано далее. – примечание рава Х. Эрленгера]

5. Говорится в Писании (Йехезкель, 29), что Египет был наказан за то, что был «соломенной подпорой Дому Израиля», то есть за то, что евреи полагались на помощь Египта. Следует задаться вопросом: чем виноваты египтяне, если сами евреи поступали дурно? Такой же вопрос можно задать и о словах: «И надо всеми божествами Египетскими учиню расправу». В чем вина Египетских божеств, которым служили помимо их воли? Ответ в том, что таков один из законов Торы – «а идолы вовсе исчезнут». Подобное этому говорит и мишна (Санедрин, 54): «Если человек согрешил, чем согрешила скотина? Но ведь из-за нее человек оступился!».

И вот, мы стали свидетелями удивительного дела. Известное сообщество, включившее много миллионов людей, бывшее «соломенной подпорой» для Израиля, исчезло в одночасье, как будто его и не бывало. В такое невозможно было бы поверить, не произойди все это на наших глазах. [Имеется в виду коммунистическая партия Германии, исчезнувшая с приходом к власти Гитлера, да сотрется имя злодея. Наше поколение тоже стало свидетелем подобных событий – на наших глазах исчез идол коммунизма в СССР, а сама супердержава развалилась на части. – примечание рава И. Полищука]

И так везде, где евреи полагались на некие партии, члены их оставляют мир, умирая внезапно, ненормальной смертью.

[И в последствии были подобные события. Давайте напомним себе тотальную ликвидацию еврейских лидеров коммунистической партии СССР и последовавшую за ней борьбу с космополитами. – примечание рава И. Полищука]

Как же неразумны деятели определенного сорта, которые, не оставляя своей глупости, ищут все новые и новые политические ориентации, не желая видеть и понимать, что те – лишь «соломенная опора для Дома Израиля»! О таком сказали мудрецы наши (Хагига, 12): «Горе тем, кто видит и не знает, что видит». Они подтверждают сказанное (Мишлей, 26:11): «Как собака возвращается к блевотине своей, так глупец повторяет свою глупость». О них сказано (Йома, 57): «Глупцы среди глупцов, учат их, но они не учатся».

«Где боги их, твердыня, на которую полагались они? пусть встанут и помогут им… глядите, что Я – это Я… и нет от руки моей спасителя», – восклицает Тора.

6. Источник зла у нас в последнее время – в подходе «будем, как все народы», который распространился в Израиле благодаря лжепророкам «просвещения» и национализма. Тысячи лет назад уже говорили пророки о том, что в преддверии прихода Машиаха провозгласят евреи: «будем, как все народы!» И на это ответил Всевышний (Йехезкель, 20): «То, что говорите вы: ”будем, как народы“, – не бывать тому, жив Я, слово Г-спода, если не сильной рукою и мышцею простертой и яростью излитой воцарюсь над вами». Стих говорит о трех ступенях гнева Всевышнего – одна за другой. «Сильная рука» – это мор, болезни и несчастья, приходящие с Небес. Если это не поможет – «мышца простертая» – это меч. А если не прислушаются к голосу этого знамения, последует «излитая ярость». И кто может представить себе, сколько рек слез и крови несут в себе эти два страшных слова! И все это из-за прилепившейся к нам глупости «будем, как народы». И нет нам спасения, как только сменить подход и заявить: «не будем мы, как народы!»

[Своими глазами видели мы излитую ярость и реки еврейской крови, лившейся, как вода, во Второй Мировой войне; и теперь уповаем мы на милость Небес, когда вернется Израиль к Б-гу, и Он избавит нас в Своей великой милости. Да будет на это воля Его. – примечание рава Х. Эрленгера]

Усиление ненависти народов к евреям – знак с Небес, призывающий к раскаянию

7. Сказано: «как в дни выхода твоего из Египта покажу Я чудеса тебе». Объясняют мудрецы наши, что время, предшествующее Освобождению, будет подобно последнему периоду египетского изгнания, когда, как известно, рабство было особенно тяжелым. Мы видим подобное и ныне. Возьмем, к примеру, сказанное: «солома не дана им, а кирпичи, – говорят, – делайте». Так и сейчас: источники пропитания силой отбирают у евреев, а бремя налогов тяжелее с каждым днем. Говорит Мидраш, что в начале порабощения решили евреи приблизиться в обычаях к египтянам, думая, что это облегчит их участь. Что же сделал Всевышний? Вложил в сердца египтян ненависть к евреям, и чем больше приближались евреи к египтянам, тем больше росла ненависть, пока не стало понятно евреям, что не в этом путь к спасению. И тогда собрались они вместе и заключили союз, решив не менять имен своих, одежды и языка. И в заслугу этого были освобождены. Ныне же есть места, где евреи отвержены обществом, как прокаженные, где нельзя торговать с ними и приветствовать их, где подобны они отлученным от общины. И разве судит Всевышний без суда?! И, стало быть, перед Небесами отлучены мы, а люди <которые над нами издеваются> – лишь посланники Б-га.

И если бы поняли мы то, что поняли предки наши в Египте, отдалились бы от обычаев народов и нашли укрытие под крыльями Шехины, несомненно, пробудилось бы милосердие Небес, как говорит Писание (слова Лота, стих Берешит, 19:8): «ибо пришли они в тень крова моего», и Я обязан спасти их. И то, что свойственно человеку, тем более свойственно Источнику Милосердия.

И сказано о <великом злодее и нечестивце царе> Менаше, сыне царя Хизкияу, что в несчастье обратился он к Всевышнему, и Всевышний «сделал для него подкоп под Престолом Славы», чтобы принять молитву, и спас его!

Почему бы и нам не поступить так, раз уж мы убедились, что все идолы, которым служили, не постояли за нас в несчастье? И, как у Менаше, несчастья наши лишь множатся с каждым днем и с каждым часом. «Где божества их, пусть встанут и помогут им».

Нам остается только понять и признать, что «Я – это Я, и нет от руки Моей спасителя».

8. Говорится в Талмуде (Макот, 24) об истории с рабаном Гамлиелем, раби Элазаром бен Азарьей, раби Акивой и рабби Йеошуа, которые увидели (после разрушения Храма) лису, выходящую из места, где находилась Святая Святых. Они плакали, а раби Акива смеялся. Сказал он им: «Сейчас, когда осуществилось пророчество Урии <о разрушении Храма>, наверняка осуществится и пророчество Зхарии <об избавлении еврейского народа>». Сказали ему: «Акива, ты утешил нас».

Так и мы: видя, как осуществляется все, о чем свидетельствует Песнь, говоря о времени перед Освобождением, как осуществился стих «ибо осудит Г-сподь народ свой», мы уверены, что осуществится вскоре и «над рабами своими смилостивится». Нам надлежит лишь стараться быть в числе рабов Б-га.

9. Написал Виленский Гаон (приводится в книге «Эвен Шлема»), что время изгнания подобно беременности женщины. Время же, предшествующее приходу Машиаха – родовым схваткам. Перед самыми родами схватки все более усиливаются. Так же и в «схватках» Машиаха. Так было в конце египетского изгнания, когда страдания рабства превысили все, что было все время изгнания. Если приглядеться к ненависти к евреям, растущей ныне во всяком месте, охватившей всю землю от края до края и распространяющейся с поразительной, сверхъестественной быстротой, кажется, что с Небес спешат приблизить конец. Подобно тому, как в Египте тяжесть порабощения восполнила время изгнания. Глядя на это, мы можем понять, что близко Освобождение, как говорит стих (Йешаяу, 66:9): «Доведу ли Я до родов и не дам родить? – сказал Г-сподь». Сказано (Йешаяу, 59:20): «И придет в Сион освободитель и к оставившим злодейство в Яакове». Известно, что «злодейством» называется бунт. Следует из сказанного, что даже грешники, не оставившие своих грехов, но лишь не бунтующие против Всевышнего, могут удостоиться Освобождения.

Так говорится и в Торе: «только против Г-спода не бунтуйте», – и сможете удостоиться войти в Святую Землю. И, если так, наше поколение, поколение весьма низкое, если только не станет бунтовать, может удостоиться утешения Сиона и Иерусалима.

О сказанном равом Эльхананом Вассерманом

Рав Хизкияу Эрленгер

Наш наставник, да защитят нас его заслуги, написал эти слова еще до начала войны, приведшей к Катастрофе и разрушению. Он призывал обратиться к песни Аазину, предназначенной быть свидетелем о сынах Израиля, «и ответит песнь эта передо Мной свидетелем». Слова ее осуществились, к нашему горю и в силу наших великих грехов, когда восстал истребитель на евреев Европы, да отомстит Г-сподь за их кровь. И если бы обратили внимание на слова рава и прислушались к наставлениям его, извлекли бы немалое благо, и даже в те тяжелые времена многие, возможно, не оставили бы путь Торы и веры.

Нет среди нас того, кто знает, что еще может произойти, не дай Б-г. Все катастрофы, постигшие еврейский народ, не были природными. И наша святая Тора предупреждает нас, что можно жить в стране Израиля, в городах, окруженных высокими стенами, и ничто не поможет, если евреи, не дай Б-г, будут грешить. Как говорится в увещевании в главе Ки Таво: враг «осаждать будет тебя во всех вратах твоих до падения стен твоих, высоких и укрепленных, на которые полагаешься ты». Наши мудрецы предостерегли нас, сказав, что везде, где есть идолопоклонство и разврат, повальная смерть приходит и на злых, и на добрых. Когда дано право истреблять, не различает посланник между грешными и праведными, то есть и против праведных есть обвинение. Когда в мире проявляется строгость Суда, с каждого взыскивается за его прегрешения. Песнь Аазину предупреждает нас обо всех грядущих (не дай Б-г!) наказаниях. Об этом нужно говорить прежде, чем сказанное может осуществиться.

И поэтому заповедано нам изучить эту песнь и понять ее как следует, не в глубоких исследованиях и намеках, а в самом простом и буквальном смысле, понятном и ясном, чтобы громко зазвучало свидетельство ее, предостерегая нас. Это не повредит нам, лишь смягчит строгость суда.

Нам предписано обратить особое внимание на слова этой Песни, чтобы предупредить, что так может случиться в каждом из поколений. Не дай Б-г, могут быть поколения, которым придется испытать тяготы и ужасы, подобные Катастрофе, которую мы пережили. О них обо всех говорят стихи Аазину, для того, чтобы мы были готовы принять испытания с верой и знали бы, что все несчастья закончатся Освобождением, о котором говорится в конце. Но многие читали в Торе главу Аазину и не верили, что сказанное может коснуться их. Так случилось с евреями Венгрии (да отмстит Г-сподь за их кровь), которые до 1943-44 г. не пострадали от войны, тогда как Польша, Литва и все соседние страны лежали в руинах.

Святой ребе из Бельз (имеется в виду рав Аарон из Бельз – прим. ред.), спасшийся в Венгрию, предупреждал о несчастье и уговаривал бежать всех, кто может. Однако евреи Венгрии не верили. Рав Вайсмандель (рав Хаим Михаэль Дов Вайсмандель, исследователь Торы и организатор подпольной группы «Квуцат а-Авода», занимавшейся спасением евреев и сбором свидетельств о нацистских зверствах – прим. ред.) посылал письма во все страны, описывая ситуацию и прося о помощи. Очевидно, так было решено Свыше, чтобы те, над кем нависла угроза, не поверили в нее и не могли бы спастись. А если бы обратили внимание на слова песни, поняли бы, что все это может произойти, и наша святая Тора предупреждает нас открыто, возможно, могли бы спастись.

«Когда увидит, что крепнет рука, и лишились спасения и укрепления». Когда увидит Всевышний, что «крепнет рука» врага, а народ Израиля «лишился спасения», и нет у них руководства, чтобы защитить народ и вести его, и некому укрепить народ, скажет Он: «Где божества их?» – идолы, которым служили они, – «твердыня, на которую полагались?»

«Смотрите теперь», – поймите из всех несчастий, от которых вам нет спасения, что «Я – это Я, и нет богов со Мной». Здесь сказано, что Освобождение проявится в осознании того, что никакая сила не способна вызволить нас из бед. Пока мы считаем, что нас спасут хорошие отношения с Америкой, армия и т. д., мы не достигнем осознания того, что «Я – это Я, и нет богов со Мной», в котором цель всей песни.

Освобождение произрастет именно из того, что все «лишились спасения и укрепления», поскольку невозможно достичь веры, пока мы полагаемся на идолов или другие силы. Нужно много молиться о том, чтоб достичь упования на Всевышнего.

Настоящий праведник – тот, кто полагается только на Имя Всевышнего, благословен Он. В этом его противоположность грешнику, верящему и уповающему на себя и силу своих рук, строящего на этой основе всю свою жизнь.

Сказано (Теилим, 78): «И утвердил свидетельство в Яакове, и Тору положил в Израиле… и обратили к Б-гу упование свое». Главная цель дарования Торы в том, чтобы евреи обратили свое упование к Всевышнему.

http://www.beerot.ru/?p=28563

Оставьте комментарий

Please enter your comment!
Please enter your name here