Микец — Противостояние Йосефа и братьев — Цена страданий

Дата: | Автор материала: Рав А. Нюрнберг | версия для печати версия для печати

Один из центральных сюжетов недельной главы Микец – это трагическое противостояние Йосефа, ставшего властителем Египта, и его братьев, пришедших туда из-за царившего везде голода, в поисках еды. Братья, придя в Египет, предстают перед Йосефом, не узнав его. Йосеф же не только не открывается братьям, но, более того, начинает их мучить: сначала обвиняет в шпионаже, потом сажает в тюрьму, а через три дня выпускает всех, кроме Шимона, и, дав еду, отправляет обратно, предупредив, что если они хотят вернуть брата и купить еще еду, им придется привезти в Египет младшего из сыновей – Биньямина. Когда братья возвращаются к Яакову, и он узнает обо всем, это доставляет ему страшные страдания, и лишь от полной безысходности, поскольку у них заканчивается еда, Яаков соглашается отпустить Биньямина с братьями в Египет. Но на этом страдания не прекращаются! Йосеф приказывает подложить Биньямину серебряный кубок, обвиняет его в краже и хочет оставить у себя в качестве раба.

Возникает вопрос, а почему Йосеф заставляет страдать братьев, ведь совершенно очевидно, что такой праведник не опустится до банальной мести? К тому же, в чем виноват Яаков, ведь Йосеф мало того, что в течение двадцати двух лет не дает о себе знать, но еще и усугубляет страдания отца тем, что сажает в тюрьму Шимона и заставляет расстаться с Биньямином?!

Многие комментаторы задают эти вопросы и по-разному отвечают на них. Мы приводим здесь объяснение, которое дает «Кли Якар».

Йосеф понимал: Всевышний не открывает отцу правду о пропавшем сыне, хотя Яаков – пророк, а значит – такова Его воля, и как может Йосеф ее нарушить? Причина же в том, что, поскольку Яаков двадцать два года провел вне дома, не выполняя заповедь почитания отца, мера за меру его любимый сын пропадает именно на этот срок.

А что касается братьев, Йосеф понимает, что, даже если простит их, все равно на Небесах против них выдвинуто серьезное обвинение, и рано или поздно им предстоит за все дать ответ. Поэтому он решает наказать братьев сам, ведь, как известно, тот, кто получает наказание в этом мире, спасается от гораздо более суровой кары в Мире Истины. Из-за этого Йосеф сначала обвиняет братьев в шпионаже, чтобы мера за меру искупить то, что они подозревали его в доносительстве. Ведь в тот момент, когда Йосеф пришел к братьям в Дотан, они подумали, что он шпионит за ними для того, чтобы доносить потом отцу, и решили его убить. Интересно, что перед тем, как сказать братьям: «шпионы вы», говорится: «и вспомнил [Йосеф] сны», поскольку в первом сне он видел: «и вот, окружили ваши снопы мой сноп…». В тот момент, когда Йосеф увидел братьев, он понял: сон намекает на то, что они предстанут перед ним в образе шпионов, которые обычно ходят вокруг города, разведывая, откуда лучше атаковать. Так и десять братьев, придя в Египет, не зашли в город через одни ворота, а обходили вокруг, заходя по одному в каждые из десяти ворот, тем самым уподобившись десяти снопам, окружившим сноп Йосефа.

После этого Йосеф, чтобы искупить то, что братья бросили его в яму, сажает их в тюрьму, которая тоже называется «яма». Вслед за этим, Йосеф выпускает их из тюрьмы, говоря при этом: «Б-га я боюсь», дает еду и отправляет домой, оставив в заложниках только Шимона. Увидев все это, братья понимают: причина их бед не самодур-правитель Египта, он боится Б-га и, не сделав им ничего плохого, в конце концов, отправляет домой. Нет – «виноваты мы перед братом нашим… поэтому и пришло на нас это несчастье». Йосеф добивался того, чтобы братья раскаялись.

А история с кубком была подстроена, чтобы – мера за меру – искупить преступление братьев, продавших Йосефа в рабство, ведь, когда кубок был найден у Биньямина, они сказали: «вот, мы будем рабами…». Так что на короткое время они действительно стали рабами, пока Йосеф не ответил им: «[только] тот, у кого найден кубок, будет мне рабом…».

Остается только понять, почему был вынужден страдать Яаков, узнав, что Шимон посажен в тюрьму, а для того, чтобы его освободить, придется послать в Египет Биньямина. Дело в том, что хотя Яаков и не знал о том, что произошло с Йосефом, но поскольку его душа была необычайно сильно связана с душой сына, на духовном уровне у него было постижение происходящего с ним. Поэтому, даже когда Яаков говорил о другом, в этом был подтекст, отражающий происходящее с пропавшим Йосефом. Так следует понимать напутствие, которое Яаков дает своим детям, отправляя их второй раз в Египет (Берешит, 43:11): «…если так, однако, вот что сделайте: возьмите от лучших плодов этой земли в сосуды ваши и отвезите тому человеку в дар; немного бальзама и немного меду, пряностей и лота, фисташек и миндальных орехов». Здесь слово איפוא – «однако» кажется «лишним», на самом же деле оно подразумевает слово איפה – «мера». И сказанное Яаковом можно понять так: «если такова мера [которую вы должны получить, чтобы искупить ваше преступление], то вот что сделайте: возьмите… немного бальзама и немного меду, пряностей и лота…». Другими словами, поскольку братья продали Йосефа ишмаэльтянам – торговцам, везшим (Берешит, 37:25) «пряности, бальзам и лот», теперь они должны принести подношение из этих плодов властителю Египта, чтобы искупить свое преступление. Завершая напутствие, Яаков говорит (Берешит, 43:14): «А Б-г Всемогущий даст вам милосердие перед тем человеком» – то есть, таким образом искупится то, что вы не были милосердны к вашему брату, когда он умолял вас сжалиться над ним.

Получается, что Яаков вынужден был страдать, чтобы помочь сыновьям исправить совершенное преступление, подсказав им то, что надо сделать.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

Добавить комментарий