Микец — Противостояние Йосефа и братьев — Цена страданий

Дата: | Автор материала: Рав А. Нюрнберг

1015

Один из центральных сюжетов недельной главы Микец – это трагическое противостояние Йосефа, ставшего властителем Египта, и его братьев, пришедших туда из-за царившего везде голода, в поисках еды. Братья, придя в Египет, предстают перед Йосефом, не узнав его. Йосеф же не только не открывается братьям, но, более того, начинает их мучить: сначала обвиняет в шпионаже, потом сажает в тюрьму, а через три дня выпускает всех, кроме Шимона, и, дав еду, отправляет обратно, предупредив, что если они хотят вернуть брата и купить еще еду, им придется привезти в Египет младшего из сыновей – Биньямина. Когда братья возвращаются к Яакову, и он узнает обо всем, это доставляет ему страшные страдания, и лишь от полной безысходности, поскольку у них заканчивается еда, Яаков соглашается отпустить Биньямина с братьями в Египет. Но на этом страдания не прекращаются! Йосеф приказывает подложить Биньямину серебряный кубок, обвиняет его в краже и хочет оставить у себя в качестве раба.

Возникает вопрос, а почему Йосеф заставляет страдать братьев, ведь совершенно очевидно, что такой праведник не опустится до банальной мести? К тому же, в чем виноват Яаков, ведь Йосеф мало того, что в течение двадцати двух лет не дает о себе знать, но еще и усугубляет страдания отца тем, что сажает в тюрьму Шимона и заставляет расстаться с Биньямином?!

Многие комментаторы задают эти вопросы и по-разному отвечают на них. Мы приводим здесь объяснение, которое дает «Кли Якар».

Йосеф понимал: Всевышний не открывает отцу правду о пропавшем сыне, хотя Яаков – пророк, а значит – такова Его воля, и как может Йосеф ее нарушить? Причина же в том, что, поскольку Яаков двадцать два года провел вне дома, не выполняя заповедь почитания отца, мера за меру его любимый сын пропадает именно на этот срок.

А что касается братьев, Йосеф понимает, что, даже если простит их, все равно на Небесах против них выдвинуто серьезное обвинение, и рано или поздно им предстоит за все дать ответ. Поэтому он решает наказать братьев сам, ведь, как известно, тот, кто получает наказание в этом мире, спасается от гораздо более суровой кары в Мире Истины. Из-за этого Йосеф сначала обвиняет братьев в шпионаже, чтобы мера за меру искупить то, что они подозревали его в доносительстве. Ведь в тот момент, когда Йосеф пришел к братьям в Дотан, они подумали, что он шпионит за ними для того, чтобы доносить потом отцу, и решили его убить. Интересно, что перед тем, как сказать братьям: «шпионы вы», говорится: «и вспомнил [Йосеф] сны», поскольку в первом сне он видел: «и вот, окружили ваши снопы мой сноп…». В тот момент, когда Йосеф увидел братьев, он понял: сон намекает на то, что они предстанут перед ним в образе шпионов, которые обычно ходят вокруг города, разведывая, откуда лучше атаковать. Так и десять братьев, придя в Египет, не зашли в город через одни ворота, а обходили вокруг, заходя по одному в каждые из десяти ворот, тем самым уподобившись десяти снопам, окружившим сноп Йосефа.

После этого Йосеф, чтобы искупить то, что братья бросили его в яму, сажает их в тюрьму, которая тоже называется «яма». Вслед за этим, Йосеф выпускает их из тюрьмы, говоря при этом: «Б-га я боюсь», дает еду и отправляет домой, оставив в заложниках только Шимона. Увидев все это, братья понимают: причина их бед не самодур-правитель Египта, он боится Б-га и, не сделав им ничего плохого, в конце концов, отправляет домой. Нет – «виноваты мы перед братом нашим… поэтому и пришло на нас это несчастье». Йосеф добивался того, чтобы братья раскаялись.

А история с кубком была подстроена, чтобы – мера за меру – искупить преступление братьев, продавших Йосефа в рабство, ведь, когда кубок был найден у Биньямина, они сказали: «вот, мы будем рабами…». Так что на короткое время они действительно стали рабами, пока Йосеф не ответил им: «[только] тот, у кого найден кубок, будет мне рабом…».

Остается только понять, почему был вынужден страдать Яаков, узнав, что Шимон посажен в тюрьму, а для того, чтобы его освободить, придется послать в Египет Биньямина. Дело в том, что хотя Яаков и не знал о том, что произошло с Йосефом, но поскольку его душа была необычайно сильно связана с душой сына, на духовном уровне у него было постижение происходящего с ним. Поэтому, даже когда Яаков говорил о другом, в этом был подтекст, отражающий происходящее с пропавшим Йосефом. Так следует понимать напутствие, которое Яаков дает своим детям, отправляя их второй раз в Египет (Берешит, 43:11): «…если так, однако, вот что сделайте: возьмите от лучших плодов этой земли в сосуды ваши и отвезите тому человеку в дар; немного бальзама и немного меду, пряностей и лота, фисташек и миндальных орехов». Здесь слово איפוא – «однако» кажется «лишним», на самом же деле оно подразумевает слово איפה – «мера». И сказанное Яаковом можно понять так: «если такова мера [которую вы должны получить, чтобы искупить ваше преступление], то вот что сделайте: возьмите… немного бальзама и немного меду, пряностей и лота…». Другими словами, поскольку братья продали Йосефа ишмаэльтянам – торговцам, везшим (Берешит, 37:25) «пряности, бальзам и лот», теперь они должны принести подношение из этих плодов властителю Египта, чтобы искупить свое преступление. Завершая напутствие, Яаков говорит (Берешит, 43:14): «А Б-г Всемогущий даст вам милосердие перед тем человеком» – то есть, таким образом искупится то, что вы не были милосердны к вашему брату, когда он умолял вас сжалиться над ним.

Получается, что Яаков вынужден был страдать, чтобы помочь сыновьям исправить совершенное преступление, подсказав им то, что надо сделать.

http://www.beerot.ru/?p=22411

Оставьте комментарий

Please enter your comment!
Please enter your name here