Недельная глава Бемидбар
В городе Бриске (Брест-Литовске) был один богатый человек, чье сердце было закрыто перед стенаниями бедняков. Слова сборщиков пожертвований на него не действовали, и они попросили главного раввина города, великого рава Йосефа Дова Соловейчика, автора книги «Бейт а-Леви», поговорить с ним. Ведь сколько есть бедных, взывающих о помощи, скольким семьям этот богач мог бы помочь… Однако рав знал, что «Так же, как заповедано говорить слова, которые будут услышаны, точно так же есть заповедь не говорить того, что не услышат». Поэтому он ждал подходящего момента.
Такой момент настал в ночь Йом Кипура.
После молитвы большинство молящихся отправились по домам. И лишь немногочисленные учащиеся приготовились провести всю ночь в изучении Торы. Они были привычны к ночам, наполненным Торой, и знали, что это не помешает им молиться в сам святой день. И богач тоже остался. Он приготовился всю ночь учиться и читать Теилим, чтобы удостоиться хорошего приговора Свыше.
Рав обратился к нему: «Разве вы привыкли проводить бессонные ночи?» Тот ответил, что нет, но что делать – он страшится Суда, а известно, что чтение Теилим отменяет тяжелые приговоры.
«Скажите мне, — продолжил спрашивать рав, — вы ведь знаете, каковы порядки в армии. Если солдат перебегает в лагерь противника во время войны, какой приговор ему вынесут?»
«Расстреляют конечно! – решительно ответил богач, — Он же дезертир!»
«Да? А если он, скажем, остался в армии, но самостоятельно перешел из одного рода войск в другой, скажем, из пехоты – в снабженцы?»
«Это тоже дезертирство, — постановил богач, — во время войны и его приговорят к расстрелу. Ведь если каждый солдат будет сам выбирать, где ему служить, – армия не сможет функционировать!»
«Интересно, — ответил рав, — знаете, почему я спрашиваю? Завтра – День Суда, все мы предстанем перед судом. Все мы желаем удостоиться хорошего приговора и смягчить его. Свыше нам дают разные пути для этого. Мудрецам Торы Всевышний даровал бескрайние силы для учебы, способность сосредоточиться и бодрствовать всю ночь, и весь день тоже оставаться бодрыми и вдохновенно молиться.
Вам Свыше дали богатство, чтобы оказывать помощь бедным и приумножать добрые дела и цдаку.
Завтра откроют Вашу книгу жизни и проверят Ваши деяния. Что обнаружат? Что Вы дезертировали. Вместо того, чтобы увеличить цдаку и поддержку учащим Тору, Вы всю ночь не спали и учили Тору… Послушайте моего совета: если Вы действительно желаете удостоиться положительного приговора – примите на себя открыть свою руку для цдаки и хеседа, и идите спать!»
Сказано в недельной главе Бемидбар в стихе: «Пусть… приставят каждого из них к его служению и к его ноше».
Пишет «Сефер а-Хинух»: «Левиты не должны заниматься служением коэнов, а коэны – работой левитов. Каждый должен совершать свое служение — свое личное, предназначенное ему служение, как сказано: “Каждого из них к его служению и к его ноше”.
Мы находим в трактате Кидушин, что раби Йеошуа бен Хананья пожелал помочь раби Йоханану бен Гудгата закрыть врата Храма, и тот сказал ему: “Вернись на свое место, ты подвергаешь свою жизнь опасности! Ведь я – из привратников, а ты – из певцов”. Отсюда мы видим, что каждый левит, который совершает в Бейт а-Микдаше работу, которая не предназначена ему, приговаривается к смерти от рук Небес!»
Перевод: г-жа Лея Шухман