Недельная глава Балак
Билам выразил свое восхищение народом Израиля: «Вот народ – он поднимется, словно лев, возвышается он, словно лев!» Раши комментирует: «Когда они встают утром ото сна, и преодолевают себя, как лев, чтобы “ухватить” заповеди: надеть талит, прочесть “Шма”, наложить тфиллин».
У меня есть вопрос: мы все встали утром, облачились в талит, надели тфиллин, прочли «Шма». Кто-нибудь из нас чувствовал себя при этом львом? Так о чем тут речь, что сказал Билам?
По правде говоря, в глазах Билама требуется львиная сила, чтобы встать утром и читать «Шма». Если мы делаем это естественно – так только потому, что мы – не Билам!
Давайте вспомним отрывок из Гемары (Брахот, 61б). Рассказывают мудрецы: однажды злодейские власти постановили, что евреям запрещается учить Тору. Пришел Папус бен Йеуда и увидел, что раби Акива собирает большие толпы людей и учит их Торе. Спросил его: «Акива, ты не боишься властей?» Ответил ему раби Акива: «Знаешь, на что это похоже? Один лис шел по берегу реки и увидел рыб, которые мечутся в воде. Спросил их: “От чего вы убегаете?” “От сетей рыбаков”, — ответили рыбы. Сказал лис: “Может, вы желаете подняться на сушу, и будем жить вместе, как жили мои отцы с вашими отцами?” Ответили рыбы: “Это про тебя говорят, что ты самый умный из зверей? Ты не умный, а просто дурак. Если в месте, где мы можем жить, нам так страшно, так в месте, где мы умрем – тем более!” Так и мы, — продолжил раби Акива, — сейчас, когда мы сидим и занимаемся Торой, о которой сказано: “Ведь она – твоя жизнь и продление твоих дней”, нам так тяжело, что же будет, если мы перестанем ее учить?»
Что ответил раби Акива? Я вам переведу на современный язык. Пришел человек к врачу: чувствует боли в груди. Врач спрашивает: «Что, все время болит?» – «Нет, доктор. Только, когда я дышу». «Ну, так постарайтесь не дышать…»
Что тут скажешь? Конечно же, это не решение проблемы. Дышать нужно. Даже если больно. Именно это и ответил раби Акива – рыбы дышат в воде, а мы «дышим» Торой. Тора – наша жизнь.
Один раз я пришел на чью-то свадьбу. Жених еще находился в «хедер ихуд» (комната, где жених и невеста уединяются после хупы). Я решил подождать, пока он выйдет, чтобы поздравить. Нашел свободное место за одним столом. Соседи мои по столу изо всех сил старались выполнить «каждый, кто получает удовольствие от трапезы жениха…» Один из них, пожилой, ел суп. Через какое-то время утер рот и сказал своему соседу победным голосом: «Все, я смог все доесть!» И тот, кажется, его сын, очень обрадовался.
А я, не зная, кто он, и каково его состояние, сразу понял, что он наверняка болен. Не знаю, чем, но явно здоровье у него слабое. Ведь здоровый человек получает удовольствие от еды, да еще и такой вкусной, которую подают на свадьбе. И уж точно не празднует победу, если доел тарелку супа.
Почему мы празднуем победу, когда встаем на молитву, приходим вовремя на учебный седер в ешиве, на урок Торы?
«В место, которое я люблю, мои ноги ведут меня», — сказал старец Илель во время симхат бейт а-шоэва (особые празднества, которые проводились в Храме в честь черпания воды для возлияния на жертвенник). Если мы должны заставлять свои ноги идти в синагогу или в бейт-мидраш — это признак того, что эти места мы не любим, не дай Б-г.
Сказал раби Элазар: «Никогда не приходил никто раньше меня в бейт-мидраш и не уходил позже меня». То есть он был уверен, что нет более любящего Тору, чем он. «Однажды я встал рано и увидел, что дворники и уборщики соломы уже работают. Сказал я: “Если будешь желать ее, как денег, и как клады будешь искать, тогда постигнешь трепет перед Б-гом”. А мы разве не подобны дворникам и уборщикам соломы?» Им не нужен надсмотрщик, и они не похваляются своей работой, ведь зарабатывать на пропитание совершенно естественно. А мы занимаемся не мусором и соломой, а на самом деле – деньгами и кладами, раскрываем спрятанные сокровища мудрости и трепета перед Б-гом, Торы и близости к Творцу, — почему мы так тяжелы на подъем?
Есть такая песня на идиш: «Эсн эст зих, шлофен шлофт зих, вос зол мэн тох аз лернен зих ништ» — «Кушать очень хотим, спать желаем еще как, что поделать, если нет желания учиться?» Так же, как больной человек теряет желание есть, так и тот, кто потерял желание учиться, – болен духовно.
В этом и заключается глубокий смысл мишны, которую Тур выбрал, чтобы привести в начале своей книги: «Сказал Йеуда бен Тейма: Будь дерзок, как тигр, легок, как орел, быстр, как олень, и силен, как лев, чтобы исполнять волю твоего Небесного Отца». И нужно понять: да, требуется дерзость святости и силы, и сказано в Пиркей Авот: «Беги исполнять заповедь». То есть быть, как тигр, лев и олень. Но от кого требуется летать, как орел?
Ну, конечно, летать нас не просят. Но вот орел – он же большой и тяжелый, как же он взлетает выше всех остальных птиц? В силу своего желания он становится легким на подъем. Это не тяжкий труд для него, а наслаждение и гордость!
Так мы и должны служить Всевышнему: «Не Меня ты звал, Яаков, ибо тяготился ты Мной, Израиль». Если человек чувствует, что ему тяжело – это не то служение, которого желает Всевышний!
Как тот еврей, который хвалился, что выполняет все мнения: некоторые говорят, что слово Шаббат – это аббревиатура слов Шейна бе-Шаббат Таануг («Сон в Шаббат – удовольствие»). А другие считают, что это аббревиатура слов Шинун бе-Шабат Таануг («Повторение выученного в Шаббат – удовольствие»). Он же считает, что и то, и другое – чистая истина. Так что после чолнта он открывает Гемару – и засыпает над ней…
Поэтому нужно знать: тот, кто видит в заповедях тяжкий труд и хлопает себя по плечу, мол, выстоял в испытании, как лев, подобен Биламу, восхищавшемуся народом, встающим, как лев, чтобы «схватить» заповеди.
Перевод: г-жа Лея Шухман