Бехукотай — Я пошлю мир на землю

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Галинский

1152
мухи и мир

Недельная глава Бехукотай

«Молотьба у вас будет длиться до сбора винограда, а сбор винограда – до сева. Вы будете есть хлеб досыта и жить в своей стране спокойно. Я пошлю мир на землю» (Ваикра, 26:5-6).

Пишет Раши: «А если вы скажете – вот еда, вот питье… Если нет мира – нет ничего. Поскольку после всего этого сказано: “Я пошлю мир на землю”. А также сказано [у пророка Йешаяу]: “Делающий мир и создающий все”».

Отсюда следует, что мир и согласие равноценны всему остальному.

Сколько супружеских пар могут засвидетельствовать, что «если нет мира, нет ничего»! Однако они игнорируют один момент. Сказано: «Я пошлю мир на землю». То есть мир необходимо послать, он не возникает сам собой. «Создающий мир» – мир нужно создавать!

На одной свадьбе я сказал: «А вы знаете, что я более велик, чем большой праведник рав Хаим Каневский?» На меня посмотрели, мягко говоря, с улыбками. А я говорю: «Я серьезно. Могу привести доказательство: год с четвертью назад рав Хаим закончил изучение Вавилонского и Иерусалимского Талмуда. По этому поводу он налил нам по рюмке вина, мы сказали “Лехаим”. Я сказал ему: “Лехаим, да удостоитесь вы через год завершить Талмуд еще раз!” И он мне ответил: “Амен, и вам того же желаю!” Ну, вы видите? Мое благословение исполнилось, а его – нет!»

Смеетесь? Правильно делаете. Потому что он учился, а я – нет. А если не учишься, какая польза от благословений?

Так я вам раскрою секрет: это работает не только в отношении учебы.

Люди просят благословение на мир в доме, их благословляют от всего сердца…. Но что они делают ради этого? Насколько они считаются друг с другом? Насколько уступают? А без этого – чего стоят все благословения?

Как-то один человек спросил меня об этом: в молитве «Амида» мы молимся обо всем: о разуме, о здоровье, о заработке, о раскаянии, о Торе и Избавлении. Почему мудрецы не установили просьбу о мире в доме?

Я ответил: «Конечно же, установили! Ты просто сам не слышишь, что твои уста произносят!»

«А где именно?» – спросил он.

Я объяснил: «В конце. Там, где сказано: “Пусть моя душа повергается в прах перед каждым”».

Ты понимаешь, люди считают, что мир в доме зависит от двух факторов. Во-первых – от супруга(и). И во-вторых – от Творца, чтобы Он послал им мир в семью. И не понимают, что, прежде всего, мир зависит от них самих! Если их душа будет как прах, мир в семье обеспечен!»

Конечно, в дополнение к «пробуждению снизу» необходимо и «пробуждение Сверху», как сказано «и дам Я вам мир на земле», и в «Амиде»: «Даруй мир… да будет угодно Тебе благословлять Свой народ миром»; «Устанавливающий мир в Своих высотах, Он пошлет мир нам и всему Израилю».

Если задумаемся, увидим, насколько глубока эта просьба: «Устанавливающий мир в Своих высотах, Он пошлет мир нам».

Есть один вид мухи, который кусает, как оса. Называется бака. Живет она не более суток. «Сказал Рав: не найдешь ты ни одной, которая бы прожила полные сутки».

Рав Папа задает вопрос Абае. Есть народная поговорка – «Семь лет муха бака бунтовала против мужа, сказав: ты увидел толстого человека, который вышел из реки, попил его кровь, а мне не сообщил? Ел в одиночку – и живи в одиночку!»

Семь лет раздражения и отдаления! «А как же говорят, — спрашивает рав Папа, — что они живут не более дня?»

Объяснил Абайе: «Имеются в виду семь лет по их счету». Их семь лет – это полтора-два часа.

Зачем эта поговорка приводится в Гемаре, разве мы учим Тору из поговорок?

Гемара дает нам здесь великий урок! Госпожа муха, ну и глупа же ты! Вся твоя жизнь – несколько часов, и на что ты их тратишь? На бестолковый спор с мужем ел он один или нет? Неужели мало есть людей, кровью которых можно полакомиться?

Из-за чего ты ссоришься, кого ты наказываешь? На что разбазариваешь свою короткую жизнь? Сердце болит!

Ну, от мухи особого ума мы не ждем. Но мы-то сами! Живем семьдесят лет, как мы можем тратить свою жизнь на глупые раздоры?

«Устанавливающий мир в Своих высотах» – как на нас смотрят оттуда, с Высот? Качают головой и жалеют нас, неразумных? А может, нам самим стоит пожалеть себя, спросить себя: стоит ли, оправдан ли этот спор? Неужели не жаль тратить на него свою жизнь?

Перевод: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=50881