Недельная глава Ваэра
Комментирует Раши: фараон вышел к воде – облегчиться. Поскольку он возвел себя в ранг бога, и говорил всем, что ему не требуется ходить в туалет, а сам вставал рано утром, шел к Нилу, заходил в воду и там делал все, что нужно. Рав Овадья из Бартенуры объясняет, откуда мы учим, что фараон считал, что он – бог. Из стиха у пророка Йехезкеля (29:3): «…Мне принадлежит река моя, и я сам сотворил себя». А из сказанного в нашей главе: «Вот он вышел к воде» мы учим, что он шел к воде, чтобы облегчиться.
Давайте задумаемся над сказанным. Египет питался только от Нила, который разливался и орошал поля, а в остальные дни египтянам приходилось трудиться: набирать воду из Нила и поливать свои поля. Когда наш праотец Яаков пришел поприветствовать фараона, он благословил его, чтобы Нил поднимался к ногам фараона («Мидраш Танхума», Насо, 26).
Нил был каналом жизни для Египта, и египтяне превратили его в идола и поклонялись ему (см. Раши, Шмот, 7:17). И вот этот божок – Нил – подчиняется фараону, поднимается к его ногам и орошает землю. Есть ли лучшее доказательство, что сам фараон – тоже бог?
Конечно же, это очень льстило фараону, и он сам убедил себя, что он бог. Забыл, что это всего лишь результат благословения Яакова. Ну, а если он – бог, это обязывает.
«Сказал раби Йеуда от имени раби Шмуэля: все серебро и золото в мире Йосеф собрал и привез в Египет (во времена голода в мире – прим. пер.), как сказано (Берешит, 47:14): “И собрал Йосеф все богатства, находившиеся в Египте и в земле Канаан”. Йосеф спрятал все эти богатства в трех местах. Один клад обнаружил Корах, второй – Антонинус, а третий хранится для праведников, чтобы получили его в будущем мире» (Псахим, 119а).
Зачем Йосеф спрятал эти драгоценности? Потому, что это деньги фараона. А почему фараон не взял их? Потому, что он – бог…
А это обязывает. Он не такой, как человек из плоти и крови. Не ходит в туалет, как все обычные люди.
Так что он сделал? Приучил себя сдерживаться двадцать четыре часа. Будь, что будет – телу придется потерпеть.
И тогда, утром, он выходит к Нилу.
Множество народу стояло там, чтобы посмотреть на своего божка! «Смотрите, — взволнованно шептали друг другу, — он подходит к воде – и вода поднимается ему навстречу! Смотрите, он уже окунает ноги в воде, и вода поднимается ему до колен! А теперь до пояса!» Фараон с облегчением опорожняется, и никто этого не видит.
Ну, а что было в то утро? Фараон себе спокойно идет к Нилу, и вдруг ему навстречу – Моше рабейну. Причем в этот раз без сопровождения Аарона, обладавшего свободной речью.
Фараон спешит войти в воду, его прямо-таки поджимает, но Моше обращается к нему. Честно говоря, мог бы проигнорировать его, но страшно: у Моше в руках «посох, превратившийся в змея» – тот самый посох, который проглотил всех змеев египетских чародеев, и даже не раздулся. А если Моше повелит посоху проглотить фараона? Поневоле пришлось остановиться.
А Моше говорит медленно, каждое слово по отдельности: «Г-сподь… Б-г… евреев… послал… меня… сказать… тебе: “Отпусти… Мой… народ… чтобы… они… служили Мне… в пустыне…”»
Ну, хватит уже!
«А… ты… до… сих… пор… не слушался…»
Хорошо, сейчас я уже слышу, все слышу, можно пройти к воде?
«Так… говорит… Г-сподь: “Вот, как ты… узнаешь… что… Я – Г-сподь!”… Сейчас… я… ударю… по… водам… Нила… этим… посохом… что у… меня… в руке…»
Дай уже пройти, зануда!
«И… вода… превратится… в кровь».
Кровь, не кровь, меня это не интересует! Пропусти!
«Рыбы… в реке… умрут… и… река… засмердит…»
Ай, нет сил терпеть… И в присутствии множества опешивших египтян их божок начинает приплясывать.
«И… не смогут… египтяне… пить… речную… воду…»
Моше рабейну наконец-то закончил свою речь, фараон бросается в воду… Но тут Аарон приближается к ним, берет посох и бьет им по воде. И… фараон обнаруживает, что он до пояса погружен в густую кровь!
Вот так оно было. Все, что мы сказали – это в рамках «насмешек над идолопоклонством». Но на самом деле, думаете, нас фараон интересует?
Фараон уже погряз в пучине истории. И его сумасшествие «Мне принадлежит река моя, и я сам сотворил себя» стало предметом насмешек и издевок.
Но ведь Тора всегда нас чему-то учит, и каждый человек может извлечь урок из каждой детали, сказанной в ней.
Объясним. Фараон решил, что он бог, он не обычный человек из плоти и крови. Так что он – и не пил, и не ел? Еще как ел, царские трапезы устраивал!
А спать – спал? Конечно, спал, в казни первенцев прямо сказано: «И вскочил фараон ночью» – с постели. И супружескую жизнь вел – дети у него были, как сказано: «Вот, я убиваю твоего первенца».
Ну, так есть ел, пить пил, спать спал, только в туалет ходить было ниже его достоинства? Конечно! Ведь речь идет об очищении от плохого, излишнего. А он – бог, разве в нем есть что-то плохое? Даже и не думайте!
В этом смысле – много таких «фараончиков» есть среди нас. С одним из них мы даже неплохо знакомы…
«Я сомневаюсь, — сказал раби Тарфон несколько тысяч лет назад, — что есть хоть кто-то в нашем поколении, кто умеет принимать укоры. Если человек говорит другому: “у тебя тростинка между зубами, убери ее”, то тот отвечает: “а у тебя бревно между глазами, убери его!” (Эрхин, 16б)».
Непонятно: скажем, у того, кто укоряет, знак греха между глазами размером с толстенное бревно. Но какая разница? У него есть критика по отношению к тебе, выслушай и взвесь, прими или отклони. Но нет – быть того не может, что я несовершенен! Ну, хорошо, может я и не совершенен – но уж не тебе-то говорить об этом! Ты стой и хлопай в ладоши, пока я спускаюсь к Нилу!
Перевод: г-жа Лея Шухман