Ваэтханан — Что я тут делаю?

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Галинский

331
Есть заповеди, о которых сказано: «Хок (закон, смысл которого не понятен) для Израиля она, мишпат (закон, смысл которого в целом объясним разумом) для Б-га Яакова».

Для нас это хок – закон, смысла которого мы не знаем, однако Всевышний знает, для чего она нужна. Рамбан подробно объясняет, что и у этих заповедей есть разумный смысл, который будет раскрыт нам в будущем. Однако дурное начало искушает человека, говоря ему: «Зачем тебе эта заповедь, какой в ней смысл?» Если мы будем размышлять об этом – это грех, который требует исправления.

Самый простой путь прогонять такие мысли приведен в нашей недельной главе: «Мы остановились в долине напротив Бейт Пеора. А теперь, Израиль, слушай хуким и мишпатим, которые я научу вас исполнять, чтобы вы были живы».

Спрашивается, какая связь между словами: «мы остановились в долине», и «слушай хуким»? Как известно, не было более отвратительного и мерзостного вида идолопоклонства, чем Бааль Пеор [перед идолом Пеора испражнялись]. Неизвестно, кто его выдумал, и на чем оно основывалось, но почему множество следовало ему, да еще и на протяжении поколений?

Известны слова Рамбама, что идолопоклонники делились на две группы. Одна – те, которые знали ее суть, «те глупости, которые загрязняют разум». Вторая группа – те, которые служат идолам так как научились от своих предков, и это большая часть идолопоклонников. О них сказано, что они «переняли деяния своих отцов».

Один парень рассказал мне, что сделал тшуву в… Индии! В Индии, в мировом центре идолопоклонства? Да, услышал, что там учат, как достичь душевного спокойствия и счастья, и поехал туда. Жаль! Если бы пришел сначала ко мне – сэкономил бы деньги на билет.

Пришел он на урок к одному древнему старику. В начале урока тот подошел к идолу, и зажег перед ним благовоние. Парень поинтересовался: «Что, идол это нюхает, и это благовоние, которое ему нравится?»

Ответил учитель: «Я не знаю. Мой дед воскурял ему благовоние, мой отец воскурял, и я тоже воскуряю ему».

«Что я здесь делаю? – вдруг подумал парень. — Мой дед был верующим евреем, отец деда и дед деда тоже». Вернулся в Израиль и вернулся к Всевышнему.

Именно это говорит Моше рабейну: «Мы сидели в долине напротив Бейт Пеора». Мы видели, какая очередь там стоит. Почему? Потому, что «переняли деяния своих отцов». Без всякой идеи, противоречит здравому смыслу и даже человеческой природе.

И не только поклоняющиеся Бааль Пеору, это уже крайний пример. Но ведь у народов мира множество бессмысленных «законов»! [Например, перенятый и в Израиле обычай, что судьи должны носить мантии.] Правила этикета, прически, одежда…

Кто-нибудь знает, почему на рукаве пиджака должно быть три пуговицы? Закон. А почему петля в воротнике? Закон.

А если это закон, который дает Всевышний, не объясняя, ведь мы не в состоянии постичь Его мысли, и мы не понимаем, а лишь знаем, что за выполнение заповеди получают великую награду, — разве не будем этот закон выполнять?

Поэтому и сказаны были эти два стиха рядом один с другим: «Мы остановились в долине напротив Бейт Пеора. А теперь, Израиль, слушай хуким и мишпатим, которые я научу вас исполнять, чтобы вы были живы!»

Перевод: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=53655