Недельная глава Беар
Эта история произошла лет семьсот назад, во времена Рамбана. Приводится она в книге «Хемдат Ямим». Жил-был один еврей, злодей и грешник. Он сам понимал, что даже если захочет раскаяться – это раскаяние тяжело принять на Небесах. Однажды он в шутку спросил великого мудреца, каббалиста, рава Моше ди Лиона, может ли тот придумать для него возможность сделать тшуву. Мудрец ответил, что единственная возможность – если он согласится умереть тяжелой смертью, чтобы искупить свои грехи.
Спросил злодей: «А если я соглашусь, у меня будет доля в Ган Эдене?»
Ответил рав: «Да».
Сказал тот грешник: «Поклянись мне, что мое место в Ган Эдене будет рядом с тобой». И рав поклялся ему, что приблизит его к себе в Ган Эдене.
Когда грешник услышал это, пошел в бейт-мидраш за равом, чтобы принять на себя смерть. Рав сказал, что ему полагается смерть через казнь срефа — сожжение. По закону Торы речь идет не о сожжении на костре, а о вливании расплавленного свинца в рот осужденному.
Принесли свинец, рав развел огонь и стал раскалять свинец, пока тот не превратился в жидкость. Рав положил злодея на скамью и завязал ему глаза шарфом, а потом сказал: «Исповедуйся Б-гу во всех своих грехах, прими на себя иго Царства Небес полным сердцем и прочти “Шма, Исраэль”. А после этого – прими смерть в искупление твоих грехов, которыми ты всю жизнь гневил своего Творца». Бааль тшува разразился великим и горьким плачем на глазах у всех мудрецов, которые собрались там.
Тогда сказал рав: «Открой рот, и я наполню его расплавленным свинцом».
Тот открыл рот, рав приблизился и стал наливать ему в рот …варенье из розовых лепестков! А потом сказал: «Ушел твой грех, и твои проступки будут искуплены!»
Вскричал тот злодей: «Ради Славы нашего Создателя, убей меня, ведь для чего мне жить, если грехов у меня – выше головы!»
Ответил рав: «Не бойся и не страшись, ведь Всевышнему уже угодны твои деяния!»
С тех пор тот человек стал истинным бааль тшува, и бейт-мидраш рава стал его вторым домом. Когда же рава забрали из этого мира в Высшую ешиву, бааль тшува стал молиться о том, чтобы Всевышний забрал и его. В свои последние мгновения он приподнялся на постели и взволнованно произнес: «Пропустите великого рава Моше Ди Лиона! Он пришел выполнить свое обещание и отвести меня в Ган Эден, на место рядом с собой!» А после того как умер, несколько мудрецов в той общине увидели во сне, что он сидит рядом с равом и учится с ним.
Вот такая история. И она демонстрирует нам правило. Многие люди находятся в положении того человека! Они нарушали законы Торы не раз и не два, привыкли уже к этому и уверены, что раскаяться и изменить свой образ жизни – тяжко, как смерть. Так что они страшатся этого, и даже не пытаются что-то сделать.
Но вот удивительное чудо: если они только попробуют, только согласятся и примут – обнаружат, что новый путь сладок, как варенье!
Тора раскрывает нам эту идею, говоря о законах седьмого года.
Сказано в Теилим (103:20): «Благословите Б-га, Его ангелы, могучие силой, исполняющие слово Его, повинуясь звуку слова Его».
О ком это говорится? Сказал раби Ицхак («Ваикра Раба»): о тех, кто соблюдает законы шмиты. Обычно как бывает? Человек исполняет заповедь один день, или одну неделю, ну максимум – месяц. А тут – целый год. Человек видит, что его поле не ухожено, виноградник запущен, а налоги приходится платить. И молчит. Ну, есть ли более великий герой, чем этот?
Спрашивает Саба из Слободки: ведь этот стих изначально сказан о сынах Израиля, поколении Постижения, когда они сказали: «Будем исполнять и понимать», и голос Свыше спросил: «Кто открыл моим сынам эту тайну, которой пользуются ангелы служения?», и ангелы спустились и надели по две короны на каждого из народа Израиля.
А тут простые крестьяне, малообразованные люди, удостаиваются подняться на такой высочайший уровень? И отвечает Саба: да, после дарования Торы каждый еврей способен достичь уровня ангела!
Объясняет это рав Барух Бер Лейбович. Он задает вопрос: во время дарования Торы сказано «Голос Всевышнего в силе» (Теилим, 29). Причем не сказано «в Его силе», а просто «в силе» – в силе каждого еврея, то есть они могли выдержать Его голос. Почему же тогда, как известно, их души вышли из тел, как сказано (Шир а-Ширим): «Душа моя вышла из-за слова Его».
Это было сделано специально, говорит рав Барух Бер, чтобы они стали новым творением, с новой «торанической» душой – душой Торы, душой дарования Торы!
И этой душой, этой сутью каждому еврею легко полностью предать себя воле Творца!
Однако кое-что здесь непонятно. Что это за самопожертвование? Разве это испытание вообще, ведь Всевышний пообещал им: «В шестой год Я пошлю вам Свое благословение, (земля) даст урожай на три года!»
Ответ в том, что вначале человек колеблется, опасается и считает, что от него требуется самопожертвование: он и его семья окажутся в стесненном положении, будут жить впроголодь этот год, и все равно он принимает это на себя. И тогда – он вдруг видит, что это как «варенье из розовых лепестков»: у него есть урожай на три года, и нет никакого испытания!
Подобно этому сказано, что, когда от Хананьи, Мишаэля и Азарьи потребовали поклониться статуе Навуходоносора, а иначе их бросят в огненную печь, они, хотя и была у них возможность убежать, решили пожертвовать собой, чтобы освятить прилюдно Имя Всевышнего. Они спросили пророка Йехезкеля, будет ли совершено для них чудо, тот задал этот вопрос Шхине и получил ответ, что чуда не будет. Тогда они сказали: «Несмотря на это (пожертвуем собой)!» Пожертвовали собой, их бросили в огонь, и в итоге – сколько чудес было совершено для них там!
Перевод: г-жа Лея Шухман