Недельная глава Хаей Сара
«И были годы жизни Сары…» (Берешит, 23:1).
Сказано в книге «Зоар», что гематрия слов «и были» равна 37 — столько было Ицхаку на тот момент. Это учит нас, что жизнь Сары стала полноценной лишь тогда, когда родился Ицхак. До этого ее жизнь не считалась жизнью, ведь тот, у кого нет детей, подобен мертвому, как сказано: «Дай мне детей, а если нет – я мертва». Пишет Раши: «О смерти Сары сказано сразу же после истории о жертвоприношении Ицхака. Отсюда мы учим: когда ей сообщили, что ее сына положили на жертвенник и почти зарезали, ее душа выпорхнула из тела, и она умерла». Сказано в книге «Црор а-Мор», что одно зависело от другого. Поскольку она считала, что рождение Ицхака – это абсолютное добро, и нет ничего лучше этого, то, когда Авраам пошел приносить Ицхака в жертву, Сара решила, что потеряла все добро, что у нее есть в этом мире. А зачем ей тогда жить? Поэтому душа и покинула ее.
А я вам скажу, — конечно, прошу прощения у автора «Црор а-Мор», он был величайшим мудрецом, — но наша праматерь Сара была еще более великой. Она была выше Авраама в пророчестве, мы и представить себе не можем ее духовный уровень!
Ведь мы знаем историю о еврейской матери, у которой было семеро сыновей, и все они погибли, освятив Имя Творца. Тогда она сказала: «Сыночки, идите и скажите нашему праотцу Аврааму: ты построил один жертвенник, а я – семь!» И в мидраше говорится, что она добавила: «Сыны мои, замечателен ваш удел, вы выполнили волю своего Небесного Отца! Ведь вы пришли в этот мир лишь для того, чтобы Его великое Имя было освящено Вами, как сказано: “Близкими Мне Я буду освящен”».
А ведь она явно не была более великой, чем праматерь Сара. Так что нет ни малейшего сомнения, что и Сара радовалась самопожертвованию Ицхака!
Как-то я слышал от одного пожилого раввина в России такую историю. Десятерых евреев ложно обвинили в каком-то преступлении и приговорили к смертной казни. При этом им предложили выбор: если они согласятся креститься, будут помилованы. Дали пять дней на раздумья, в воскресенье они должны были дать ответ. Если согласятся – в церкви будет проведено публичное крещение, в присутствии множества людей. Если откажутся – их публично казнят на главной площади города. В воскресенье, после утренней молитвы, все евреи города стали молиться за своих осужденных собратьев, чтобы они выдержали это тяжелое испытание и удостоились освятить Имя Творца. Они зажгли за них свечи, но зажгли только девять, поскольку десятым был один подросток, помощник извозчика, и никто не надеялся, что он сможет выстоять в этом испытании.
Неожиданно послышался голос из женского отделения синагоги: «Пожалуйста, зажгите свечу и за мальчика, чтобы выстоял в испытании!» Это была мать того подростка, которая со слезами молилась за своего единственного сына.
Зажгли десятую свечу, и продолжили молиться изо всех сил. Никому и в голову не пришло идти домой. Молитва продолжалась, пока… в синагогу не вошел полицейский с окровавленным мешком.
«Получайте!» – крикнул он, бросая мешок на пол. В нем лежали головы святых евреев, пожертвовавших своей жизнью ради освящения Имени Небес. В синагоге раздался плач. Плач, смешанный с осознанием, что никто из них не предал Всевышнего…
Неожиданно в синагогу ворвалась мать мальчика. Она подбежала к мешку, и открыла его. Увидев голову своего сына, она закричала: «Слава Б-гу! Спасибо Тебе, Владыка мира!»
Если это было страстным желанием простой еврейской матери – так что уж говорить о праматери Саре!
Добавим еще, что в святой книге «Зоар» спрашивается, почему о жертвоприношении сказано: «И Всевышний испытал Авраама». Ведь, на первый взгляд, испытание Ицхака было более тяжелым: ему было тридцать семь лет, и он, ни секунды не медля, пошел на самопожертвование, и более того – пошел с радостью, он желал быть принесенным в жертву Творцу.
Более того, сказано в трактате Санедрин, что Ишмаэль высмеивал Ицхака, говоря, что, мол, он сделал брит-милу сознательно, в тринадцать лет, а Ицхак был восьмидневным младенцем. Ответил ему Ицхак: ты гордишься из-за одного органа, а я – если бы Всевышний попросил меня всего себя принести Ему в жертву, сделал бы это! Сразу же после этого сказано: «Всевышний испытал Авраама». Мы видим, что это испытание пришло, в основном, из-за слов Ицхака, почему же оно относится к Аврааму?
Объясняет «Зоар», что основное, сильное качество Ицхака – это суд (дин) и мужество, (гевура), «страх Ицхака» (страх, трепет перед Творцом – прим. пер.). Поэтому это испытание не считалось для него тяжелым, ведь такова была его суть. Однако для праотца Авраама, чьим основным качеством был хесед (милосердие), как сказано «хесед Аврааму», жертвоприношение было тяжелейшим испытанием (поскольку ему пришлось задействовать противоположное его характеру качество – гевура – прим. пер.). И действительно, после этого сказано: «Теперь Я знаю, что ты боишься Б-га», поскольку Авраам достиг в совершенстве и качество боязни Творца.
Добавим, что стих «и вот сын у Сары, жены твоей» (Берешит, 18:10) в книге «Зоар» объясняется так: Ицхак был сыном Сары в том смысле, что ее основным качеством тоже было качество суда. Получается, для нее жертвоприношение Ицхака тоже не было испытанием – ведь это ее суть. Как же могло получиться, что, услышав о жертвоприношении, она умерла?
Ответ в том, что душа Сары покинула тело не от страха и не от горя. Она покинула тело, поскольку почувствовала, что ее жизненное предназначение выполнено целиком и полностью!
Объясним это. О дочери коэна, которая совершила грех, сказано: «Своего отца она позорит». И объясняется в трактате Санедрин, что если к нему относились с уважением, то теперь к нему относятся презрительно. Говорят: «Проклят тот, кто родил ее, проклят тот, кто растил ее, проклят тот, чьим потомком она является».
Говорит рав Аши, что злодея называют «злодей, сын злодея» даже если на самом деле его отец был праведником. Именно это и имеется в виду в Мишне (трактат Авот): «Десять поколений от Адама до Ноаха показывают нам, насколько терпелив Всевышний. Ведь все поколения возмущали Его и уходили, пока Он не привел на них Потоп. Десять поколений от Ноаха до Авраама показывают нам, насколько терпелив Всевышний. Ведь все поколения возмущали Его и уходили, пока не пришел Авраам и не получил награду за всех».
Нужно понять: как можно сказать, что все поколения от Адама и Ноаха возмущали Всевышнего? Ведь были праведные Шет и Метушелах, которые были одними из семи пастырей, и был праведник Ханох. А десять поколений от Ноаха до Авраама – среди них был Шем, абсолютный праведник, и Эвер, который был пророком! Однако их дети грешили и совершали злодеяния, а сын-злодей называется «злодеем, сыном злодея»!
Подобно этому сына-праведника называют «праведник, сын праведника», и святого человека называют «сыном святых», как называли раби Менахема, сына раби Симая.
Почему? Потому, что в этом заключается все предназначение человека: вырастить потомков, которые будут освящать Имя Небес. Так что, когда Сара узнала, что ее сын выстоял в этом испытании, она поняла, что завершила свой путь на земле!
Перевод: г-жа Лея Шухман