Недельная глава Ки Тиса
Когда Всевышний разгневался на еврейский народ, Он сказал Моше рабейну: «А теперь оставь Меня – и Мой гнев возгорится на них, и Я их истреблю, а тебя сделаю великим народом». Но Моше ответил: «Простишь ли Ты их грех? (Если да – хорошо, тогда я не скажу Тебе “сотри” – Раши.) А если нет, то сотри меня из Твоей книги, которую Ты написал!» Пусть его имя не упоминается в Торе (Раши). И действительно, в главе Тецаве нет упоминания имени Моше. (Об этом сказали мудрецы, что проклятие мудреца, даже с условием, все равно исполняется.) Нужно понять, что это означает – что если Всевышний не простит народу Израиля, пусть не упоминается его имя. В чем связь между именем Моше рабейну и прощением грехов?
Если мы задумаемся над жизнью Моше, увидим, что вся она полна чудес, суть которых одна: подготовка спасения еврейского народа. Перед рождением Моше его сестра получила пророчество, что должен родиться избавитель народа Израиля. Астрологи фараона тоже сообщили ему об этом, и поэтому он приказал бросать всех новорожденных мальчиков в Нил. Дочь фараона нарушила приказ отца, произошло чудо, и ее рука удлинилась так, что достала до корзинки с младенцем, она вытащила его и вырастила. И его называли «сын Батьи». И из всех десяти имен, которые у него были, он называется именно именем, которое она дала ему: «Моше — потому, что я вытащила (машити) его из воды».
Почему – «Моше»? Логично было бы назвать его «машуй» (вытащенный), ведь его вытащили из воды! А «Моше» означает «вытаскивающий других»!
Так оно и есть! Он понял, что таково его имя, поскольку это его предназначение! Тебя вытащили, чтобы ты вытаскивал других. Ты спасся, чтобы спасать других! Твоя миссия – стать избавителем народа Израиля, поэтому с тобой и происходили все эти чудеса!
А поскольку он понимал это, то и сказал: Владыка Мира, «этот народ совершил великий грех: они сделали себе бога из золота». Только чудом может проститься им этот великий грех. Но ведь это мое предназначение – спасти их чудом, так же, как спасся я сам. Поэтому: «Простишь ли Ты их грех? (если да – хорошо), а если нет – то сотри меня из Твоей книги», тогда я недостоин называться «Моше», поскольку не удостоился вытащить, спасти их!
Рассказывают, что, когда Хазон Иш решил поселиться в Бней Браке, это был маленький городок со смешанным населением. Были там и хасиды из Польши и Венгрии, и религиозные наполовину и на четверть, и множество светских жителей. По главной улице ездили в Шаббат, Б-же упаси. На параллельной улице Маймона был кинотеатр и клуб организации «а-Шомер а-Цаир» («Юный страж», левая, антирелигиозная организация). Был активно действовавший филиал и проходили парады «Бней Акива» (религиозно-сионистская молодежная организация, во многом выступавшая против мудрецов Торы и харедимной общины). На главной улице построили большое здание – офис Гистадрута, трудолюбиво возводившего вокруг светские районы, которые должны были задушить религиозное поселение. Хазон Иш своей могучей личностью и тихой жизнью активно действовал, чтобы чаша весов религиозных жителей перевесила. Это он подстегивал рава Яакова Гальперина построить религиозный район «Зихрон Меир», рава из Поневежа – возвести там ешиву и прилегающие к ней учреждения, ребе из Вижницы – построить хасидский район и ешиву.
Его спросили, что такого он здесь видит, почему прилагает такие большие усилия, чтобы превратить Бней Брак в религиозное поселение, в место Торы. Ведь известна история, что голоса учебы Торы, раздававшиеся из зала ешивы «Тиферет Цион» на Иерусалимской улице, мешали одному светскому соседу. Он пошел жаловаться главе ешивы, а тот ответил: «Ешива находится в подчинении у Хазон Иша. Пожалуйтесь ему, все, что он скажет – мы выполним!»
Тот еврей побаивался прийти со своей претензией к самому Хазон Ишу. Вот, что он придумал: пришел к нему и сказал, что его послал сосед, которому мешает шум, доносящийся поздним вечером из ешивы. Пусть дадут указание, чтобы после десяти вечера учились в тишине.
Услышал это Хазон Иш и ответил: «Я удивляюсь Вашему соседу… Зачем он Вас послал? Ведь мог прийти сам и сказать, что это сосед послал его… А по сути дела — передайте Вашему соседу, что я очень советую ему переехать. И если он желает послушаться меня – то лучше всего пусть ищет квартиру вне Бней Брака. Потому что здесь на каждой улице еще будет ешива, и в каждом втором доме – синагога или колель!»
Так почему же Хазон Иш решил вкладывать такие великие силы в поселение, где вес светского населения был равен весу религиозного, и битва была тяжелой и длительной? Почему не поехал жить в святой город Иерусалим?
Вот, что он ответил: «Я сказал себе: свяжу свою судьбу с их судьбой. Если у меня получится – замечательно. А если нет – пойду в Геином вместе со всеми жителями города!» Так он сказал великому раву Шмуэлю а-Леви Вознеру, который был просто поражен этим ответом. Ведь это и есть ответ верного пастыря: «А если нет – сотри меня из Твоей книги!»
Подготовила: г-жа Лея Шухман