Недельная глава Ноах
«Всевышний сказал Ноаху: “Войди ты и все твои домочадцы в ковчег… и вошел Ноах в ковчег из-за вод потопа”» (Берешит, 7:1-7).
Он вошел в ковчег из-за прибывшей воды, а не по приказу Всевышнего. Пишет Раши: «Ноах был маловерным, он верил и не верил, что наступит Потоп, и не входил в ковчег, пока вода не вынудила его войти». Сказано об этом в мидраше: «Сказал раби Йоханан: Ноаху не хватало веры. Если бы вода не поднялась ему до щиколоток, он бы не вошел в ковчег». Как это можно понять — цельный праведник Ноах, пророк Ноах, был настолько маловерным, что не вошел в ковчег по приказу Всевышнего? Ведь пророк, который нарушил свое собственное пророчество, приговаривается к смерти от рук Небес!
Ноах сто двадцать лет строил ковчег, предупреждая свое поколение о приближающемся Потопе, а они насмехались над ним и позорили его. А потом он увидел, что все животные сами парами пришли в ковчег, и Всевышний сообщил ему: «Через семь дней Я начну лить дождь на землю, (и будет он идти) сорок дней и сорок ночей, и Я сотру с лица земли все сущее, созданное Мною». «И было, через семь дней на землю пришли воды Потопа».
А Ноах «верил и не верил»? Как может такое быть? Однако, если мы хорошо задумаемся, то поймем.
Ноах строил ковчег сто двадцать лет. Сто двадцать лет предостерегал свое поколение, что их ждет Потоп. Возможно ли, что это не повлияло ни на одного человека? Ведь если бы хоть один прислушался и раскаялся, Потопа бы не было!
Откуда мы это знаем? Когда праотец Авраам молился за Сдом, он просил Всевышнего: «Может быть, там найдется десять праведников». И Всевышний сказал: «Если найдется десять – благодаря им Я не уничтожу». Раши комментирует: о меньшем количестве он не просил. А в поколении Потопа было восемь праведников: Ноах, его жена, трое его сыновей и их жены, и они не смогли спасти свое поколение. А если бы было девять, Всевышний бы присоединился к ним десятым (см. комм. Раши там, стих 28). Получается, что если бы было девять праведных людей, все поколение бы спаслось. (Поэтому-то Потоп и не начинался, пока Метушелах был жив.)
Как может быть, чтобы постоянный и ощутимый укор постройки ковчега на протяжении ста двадцати лет не оказал влияния ни на одного человека? Конечно же, оказывал, на разных уровнях, но до исправления поступков дело не дошло.
Когда умер Метушелах, его оплакивали семь дней: «И было, через семь дней» — это семь дней скорби по Метушелаху. Была надежда, что может быть, оплакивая праведника, они раскаются, когда поймут, что больше некому их защитить.
И более того – в то время, как сказано в трактате Санедрин, «Всевышний изменил им законы мироздания, и солнце всходило на западе и заходило на востоке»!
Представим себе, как весь мир волновался, как испугались люди, какая дрожь их охватила… Прибавим сюда укоры Ноаха и смерть Метушелаха.
И вот «разверзлись все источники великой бездны, и открылись небесные створы, и полил дождь на землю».
Своими глазами они видят, как все животные приходят к ковчегу – по парам и по семь. Они видят, как поднимаются воды из глубинных источников, наблюдают, как дождь идет без перерыва.
И все это время Ноах еще не поднимался в ковчег. Почему? Потому, что он призывал их раскаяться в последний момент! Ведь если бы они раскаялись, пишет Раши, потоки воды превратились бы в благодатные дожди…
Когда вода достигла его щиколоток, а люди все еще продолжали упрямиться, у Ноаха не осталось выбора. Он оставил их и вошел в ковчег…
Как же можно было назвать его «маловерным», который верил и не верил, что придет Потоп?
Пророк Йона, которому Всевышний повелел пойти в Ниневию и предостеречь их, что если они не раскаются, то город перевернется, сказал: «Я знаю, что неевреи быстро раскаиваются, и тогда Всевышний рассердится на народ Израиля (за то, что он не раскаивается)».
Если Йона совершенно справедливо опасался, что целый город раскается только из-за его предостережения, то в чем ошибался Ноах, надеясь, что хотя бы один-единственный человек раскается из-за его предостережения, подкрепленного смертью Метушелаха, изменением движения солнца, и началом потопа? Ведь если бы хоть один раскаялся, Потопа бы не было!
Ответ очень глубок. Мы живем в мире законов природы, а Потоп был явлением сверхъестественным, чудом. Если бы Ноах абсолютно ясно понимал, что для Всевышнего естественное и сверхъестественное равны, что законы природы и раскрытие Небес и подземных источников – это для Него одно и то же, Ноах бы не рисковал оставаться вне ковчега, пытаясь убедить своих современников до последнего момента. Он бы понимал, что законы природы в одно мгновение могут измениться, и что тогда с ним будет! Когда он задержался, тем самым он показал, что природа и чудо не равны в его глазах, – и для его величайшего духовного уровня это была оплошность!
Саре было девяносто, а Аврааму сто. Когда ей сообщили, что она родит сына, и она удивилась, ей была высказана претензия: «Почему это смеялась Сара, говоря: “Неужели я на самом деле рожу, я ведь уже состарилась?” Разве есть что-то, что недоступно Всевышнему?»
Агарь с больным сыном заблудилась в пустыне и заплакала. «И открыл Всевышний ее глаза, и она увидела колодец с водой. Она пошла и наполнила мех, и напоила сына». Отсюда наши мудрецы сделали вывод, что и Агари не хватало веры. Почему она наполнила мех? Ей нужно было набрать столько воды, сколько нужно было, чтобы напоить сына, а когда снова понадобится, – ей покажут еще один колодец!
Когда армия Арама осадила Шомрон, и голод был таким, что ослиную голову продавали за восемьдесят серебряных монет, пророк Элиша сказал царю Йеораму: «Так сказал Всевышний: завтра сеа (около 14 литров) отборной муки будут продавать за шекель!» Засомневался царский министр: «Неужели это будет?» Ответил ему Элиша: «Ты увидишь это своими глазами, но от этого не отведаешь…» В конечном итоге, когда армия Арама в страхе убежала и оставила огромное количество пищи, люди, в погоне за едой, затоптали этого министра… За что он был так наказан? За то, что природа и чудо для него не были равны! Если пророк обещает – рука Всевышнего не оскудеет. Почему же он сомневался?
Мы знаем, что все, что сказано в Торе – это урок для нас. Чему же это нас учит? Очень просто и очень важно: сколько пророков говорили о будущем Избавлении! И повелели нам: «Даже если он (Машиах) задерживается, жди его, ведь он обязательно придет, не опоздает!» (Хавакук, 2). Это один из тринадцати принципов иудаизма: «Я верю полной верой в приход Машиаха. И даже если он задерживается, каждый день буду ждать его прихода». Три раза в день мы свидетельствуем о себе: «Ведь на Твое Избавление мы надеялись весь день». И один из вопросов, который нам зададут после ста двадцати лет: «Ждал ли ты Избавления?»
Мы ждем, конечно, ждем. Несомненно. Но полной ли верой? Или, как Ноах, «верим и не верим»?
Перевод: г-жа Лея Шухман