Реэ — Чтобы земля не была пустынной

Дата: | Автор материала: рав Яаков Галинский

616
земля не была пустынной

Если бы нам рассказали, что есть еврей, который все семь дней Суккота не выходит из сукки — ест там, и спит там, молится, приглашая миньян, и учится там. До такой степени, что и туалет у него рядом с суккой. Выполняет «в суккот сидите семь дней» по максимуму. Что бы мы сказали? Счастлив он, и замечателен его удел. Каждое мгновение выполняет повелительную заповедь Торы, благодаря которой «оказывают ему добро, и продлевают его дни, и он получает удел в будущем мире». Но, в конце концов, это только одна неделя из пятидесяти двух. А если бы праздник Суккот можно было продлить на месяц, на полгода? Тогда ему вообще не нужно было бы беспокоиться по поводу будущего Рош а-Шана. Только быть осторожным, чтобы не грешить, не дай Б-г. Заповедей у него было бы полным-полно.

Так вот, миллионы евреев, живущих на Святой Земле, сидят в «сукке» круглый год.

Ведь, по мнению Рамбана, жить в Земле Израиля – это повелительная заповедь Торы. Причем не простая заповедь, а такая, которая «стоит», как все остальные, вместе взятые, как сказано в нашей главе: «Вы овладеете ею (Землей Израиля), и будете жить в ней. Неукоснительно исполняйте все установления и законы, которые я (Моше) передаю вам сегодня».

Это ведь просто поразительно: каждая секунда – заповедь. Сколько секунд есть в часе, сколько в дне, неделе, месяце и в году? И в каждое из этих мгновений мы выполняем повелительную заповедь, можем ли мы себе представить, с чем поднимемся Наверх?

Счастлив удел твой, народ Израиля, в Земле Израиля!

А наилучшим исполнением этой заповеди является то, чтобы земля не была пустынной. Сказано в трактате Санедрин: «За что Амри удостоился царства? За то, что построил еще один город в Земле Израиля». А в трактате Ктубот рассказывается, что раби Ханина убирал камни с дорог из-за своей любви к Земле Израиля.

Когда в свое время строили сиротский дом «Дискин» в Гиват Шауле, великий рав Йосеф Хаим Зонненфельд участвовал в его открытии, церемонии ханукат а-байт — освящения дома. Неожиданно рав наклонился и стал убирать камни с земляной тропинки, ведущей к зданию, говоря: «Освободите дорогу народу! Мостите, мостите широкий путь, от камней очищайте…» (Йешаяу, 62:10)

Тут же все присутствующие нагнулись и стали убирать камни с тропинки, и та превратилась в широкую дорогу!

Великий праведник рав Элияу Лопьян однажды шел по городу и увидел еврейских рабочих, трудящихся на прокладке канализации: они стояли в узкой длинной канаве, солнце беспощадно палило их обнаженные спины, и они укладывали огромные канализационные трубы на пользу жителям.

Сказал рав Лопьян: «Во-первых, всякий, кто трудится, чтобы заработать на пропитание, занят выполнением заповеди. Кроме того, они делают хесед жителям этого района. И превыше всего – они на практике выполняют заповедь заселения Земли Израиля! Чего только им не хватает? Каваны (намерения, мысли “сейчас я выполняю такую-то заповедь” – прим. пер.)!»

А ведь алаха постановляет, что исполнение заповедей требует каваны! Почему?

Пишет Рамбан: «главная кавана всех заповедей – чтобы мы верили во Всевышнего и благодарили Его за то, что Он сотворил нас», и освятил нас Своими заповедями, и заповедал нам, а мы выполняем Его заповеди. Если же этого нет – главное отсутствует!

Продемонстрируем это на примере реальной истории.

Делегация бедуинов приехала в Тель Авив, новый еврейский город. Пришли они в мэрию, чтобы посетить мэра города, Меира Дизенгофа. Тот принял их с большим уважением, оказал им почет в лучших традициях гостеприимства. Когда стали прощаться, мэр спросил, что они хотели бы получить в подарок, на память.

Сказали бедуины: «Мы живем в пустыне, и самая большая наша проблема – постоянная нехватка воды. Люди страдают, и козы тоже, и верблюды. А у вас, мы видели, вода льется из кранов, сколько хочешь. Вот если бы вы могли дать нам пять кранов, по одному на человека, мы были бы вам безмерно благодарны».

Откуда им было предположить, что вода из крана льется только потому, что он прикреплен к трубе, которая прикреплена к источнику воды!

Заповедь подобна крану, и не воду она изливает на нас, а святость, свет Всевышнего и всевозможные блага. Но только при условии, что она прикреплена к источнику, что человек знает – он выполняет волю Всевышнего и Его приказ. Ведь иначе у нас в руках будет только кран – как его ручку ни крути, ничего не получится…

С другой стороны, алаха постановляет, что «каждый, кто делает (что-то), делает это по первому намерению». Если, например, человек начинает писать свиток Торы, который следует писать ради Небес, и говорит: «Я пишу этот свиток ради святости свитка Торы», то, даже если он будет писать его с перерывами, в течение нескольких лет, достаточно этих первых слов для написания всего свитка [прим. ред. однако перед каждым святым Именем необходимо заново сказать, что пишет его во имя святости Имени].

Так что давайте сейчас подумаем, что, живя в Израиле, мы выполняем заповедь заселять Землю Израиля, и таким образом каждую секунду будем исполнять заповедь. Сколько же заповедей у нас будет!

Перевод: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=47535