Недельная глава Пинхас — Как достичь успеха в Торе?

Дата: | Автор материала: Рав Иссахар Франд

1751

В нашей недельной главе описывается, среди прочих событий, назначение Йеошуа преемником Моше в управлении еврейским народом. Задачей Йеошуа и его привилегией было привести народ Израиля в Святую Землю.

Всевышний сказал Моше: «возьми Йеошуа бен Нуна… и дай ему от твоего величия, так, чтобы вся община сынов Израиля повиновалась» (Бемидбар, 27:18-20). Раши обращает внимание на то, что указание было – передать немного величия, но не все. Йеошуа бин Нун не был и не должен был стать идентичным Моше.

Талмуд говорит об этом эпизоде довольно драматично: «Старейшины того поколения оплакивали тот факт, что лицо Моше было подобно солнцу (в своем сиянии), тогда как лицо Йеошуа было подобно (только) луне. Горе нам в унижении, горе нам в стыде и презрении» (Бава Батра, 75а). Смысл фразы в том, что Йеошуа был на очень высоком уровне, но все же его нельзя было сравнивать с Моше … Однако так ли уж понятен нам этот смысл?

Солнце слишком яркое для того, чтобы прямо смотреть на него в ясный день, однако нам просто смотреть на луну. Луна – это не солнце. Ее яркость умеренна, и в этом состояло различие между Йеошуа и Моше.

Почему мудрецы использовали понятие «позор»? Что постыдного и унизительного в таком назначении? Унижение состояло в том, что Моше был не тем руководителем, которые появляются в каждом поколении. Неправильно было бы говорить, что «в каждом поколении есть Моше». Нет и еще раз нет! Руководитель и пророк, подобный Моше, появляется на исторической арене лишь единожды, никто и никогда не сможет с ним сравниться…

Причина, по которой Йеошуа бин Нун удостоился стать следующим лидером, была вовсе не в том, что он мог сравниться с Моше в каком-либо из его качеств. Мидраш (Бемидбар Раба, 12) приводит нам аналогию, объясняющую, как Йеошуа удостоился стать преемником Моше. Аналогия опирается на стих: «Ухаживающий за фиговым деревом будет вкушать его плоды, заботящийся о своем учителе будет восхваляем» (Мишлей, 27:18). Йеошуа унаследовал пост Моше, потому что был его ближайшим учеником (талмид мувхак). Йеошуа все время был «в ногах» Моше, шел с ним рука об руку, куда бы Моше ни направлялся, он никогда не отлучался от шатра Моше. Говорится о Йеошуа, что он раскладывал подстилки и расставлял скамейки в доме учения Моше, чтобы приходящим было на чем сидеть.

Приведенный мидраш учит нас, что мы не можем даже приблизиться к тому, чтобы стать Моше, однако мы можем стремиться к тому, чтобы быть преданными нашим наставникам так же, как Йеошуа был предан своему учителю Моше.

Унижение, о котором говорили мудрецы, состоит в том, что, хотя все поколение училось у Моше, лишь Йеошуа бин Нун был по-настоящему предан наставнику! Безусловно, во времена Моше были и другие люди, которые могли учиться у Моше и не уступали в способностях Йеошуа. Они могли убирать дом учения, зажигать и тушить светильники, расставлять скамейки, – так, как это делал Йеошуа. Но, несмотря на то, что это было доступно многим, все делал один человек.

Есть великие мудрецы и праведники, стать похожими на которых мы даже не пытаемся – они слишком совершенны. Но есть и другие – на которых мы смотрим и пытаемся подражать, к величию которых мы стремимся и уверены в том, что нам это доступно. Посмотрите вокруг: сколько людей достигли в Торе того, чего я, возможно, никогда не достигну? Однако я смог бы достичь всего этого, если бы приложил усилия и не ленился. Успех в Торе не обусловлен особенно острым умом: иногда все, что нужно – это усилия, время и настойчивость. Это – то, что есть в арсенале практически у каждого из нас.


http://www.beerot.ru/?p=16499