Глава Ваигаш — Наследие Йосефа

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

525
наследие йосефа

«И пал он на шею Биньямину, брату своему, и плакал…» (Берешит, 45:14).

Особенности упоминания смерти Йосефа

Пишет рав Ицхак Гутнер, что Йосеф – единственный из братьев, смерть которого упоминается в Торе дважды. В стихе, завершающем книгу Берешит сказано: «И умер Йосеф ста десяти лет. И забальзамировали его, и положили в ковчег в Египте» (Берешит, 50:26). А после об этом говорится в начале книги Шмот: «И умер Йосеф, и все братья его, и весь тот род» (Шмот, 1:6). Следует понять, почему именно смерть Йосефа упоминается в Торе дважды, и в двух разных книгах?

Говорят наши мудрецы, что только трое называются праотцами народа Израиля.

И у каждого из праотцов был свой особый вклад в создание нашего народа. Авраам выделился из среды народов мира и стал служить Творцу. Ицхак был первым, кто родился как еврей – последователь идей Авраама. Он уже выработал качество, позволяющее еврею оставаться евреем, если тот придерживается путей своих отцов. Однако тот, кто желал отказаться от наследия отцов, как это сделал Эсав, покидал народ Израиля, переставая считаться евреем. Яаков же был первым, выработавшим качество, позволявшее всем его отпрыскам считаться евреями, даже если они отходят от веры своих отцов. И теперь, с момента появления Якова в мире, устанавливается новое правило: еврей, даже если он вероотступник, все равно остается частью народа Израиля.

Но необходимость в дополнительных исправлениях еще не отпала.

Несмотря на большую работу, проделанную нашими праотцами, все еще оставалось уязвимое место, угрожающее существованию народа Израиля. Да, теперь каждый еврей, каким бы он ни был, все равно остается евреем. Однако, стоит ему начать жить с нееврейкой, как уже его дети перестают быть евреями. Чтобы укрепить это уязвимое место приходит Йосеф. Ведь он был первым в Израиле, кто с честью прошел испытание запрещенной связи с нееврейкой. Он выработал в себе и оставил в наследие народу Израиля духовную силу противостоять соблазну смешанных браков.

Остаток Йосефа

Интересно, что Яаков решается вернуться на родину только после того, как у него родился Йосеф, как сказано: «И было, после того как Рахель родила Йосефа, сказал Яаков Лавану: отпусти меня, и пойду я в место свое и в страну свою» (Берешит 30:25). Пишет Раши: «…как Рахель родила Йосефа» — как только родился тот, кто сможет противостоять Эсаву, как сказано: «И будет дом Яакова огнем, и дом Йосефа – пламенем, а дом Эсава – соломой, и зажгутся они в них (среди сынов Эсава), и поглотят их, и не будет остатка в доме Эйсава, ибо Г-сподь сказал (это)» (Овадья, 1:18).

Пророк определяет проявление Яакова как огонь, а вот уже Йосефа сравнивает с пламенем.

Огонь горит на том месте, где его разожгли (сохраняя еврея евреем при любых условиях). Однако распространяться на расстояния (оберегать от ассимиляции) огонь может только посредством вырывающихся из него языков пламени. И пророк Овадья говорит, что Йосеф несет в себе эту силу пламени, способную удерживать евреев от ассимиляции. Благодаря этому Йосеф являет собой связующее звено между основателями народа Израиля и их потомками, что объясняет, почему только его смерть описана в Торе дважды. Первый раз – в конце книги Берешит, рассказывающей о жизни наших праотцов. И дополнительный раз в начале книги Шмот, рассказывающей об их потомках.

Пишет пророк Амос (5:15): «… может быть, помилует Г-сподь, Б-г воинств остаток (дома) Йосефа». Поясняет Раши, что пророк зовет весь народ Израиля «остатком Йосефа», потому что он содержал братьев. И мы понимаем, что идет речь о времени, когда сыновья Яакова жили в Египте, под покровительством Йосефа. Однако в свете вышесказанного слова Раши приобретают дополнительный смысл: народ Израиля зовется «остатком Йосефа», потому что в заслугу Йосефа мы способны противостоять ассимиляции.

Исключительность камня Йосефа

Камень Йосефа в хошене (нагруднике первосвященника в Храме) это шоам, оникс. И это единственный камень, дважды встречающийся в одеждах первосвященника. Кроме хошена на груди, были еще два камня на эйфоде, в области плеч. И на каждом из камней эйфода были начертаны имена всех колен Израиля, как сказано: «И положи эти два камня на оплечия эйфода; это камни на память сынам Израилевым» (Шмот, 28:12).

Но на этом особенности, связанные с Йосефом, не заканчиваются.

Особенности его рождения

Не только камни Йосефа и смерть являются уникальными. Также и рождение Йосефа привлекает внимание комментаторов.

Имя каждого из братьев содержит причину, по которой они были так названы. И в каждом случае причина относится к прошлому: Реувен – «…ибо увидел Б-г мою бедность»; Шимон – «…ибо услышал Б-г, что ненавистна я»; Леви – «… теперь муж мой будет сопровождать меня» и т. д. И лишь присвоение имени Йосефу является исключением. «И она зачала, и родила сына, и сказала: снял Б-г позор мой. И нарекла ему имя Йосеф, сказав: да прибавит мне Г-сподь другого сына» (Берешит, 30:23-24).

Рахель приводит два пояснения, одно относится к прошлому, как у других братьев, а другое говорит о будущем. Но почему, не успев родить долгожданного сына, уже озвучивается необходимость еще одного? Чего еще не хватало Йосефу и народу Израиля в недостающем, двенадцатом сыне?

Выше мы говорили о том, какие качества привнес Йосеф в процессе формирования народа Израиля. Но есть еще одна миссия, реализация которой возложена на Йосефа и Биньямина.

Несмотря на то, что весь народ Израиля зовется «остатком Йосефа», все же Йосефу не удалось самостоятельно привести в мир двенадцать колен. Говорят наши мудрецы (Сота, 36а): «Достоин был Йосеф того, чтобы произошли от него двенадцать колен, но из-за истории с женой Потифара не смог этого сделать». И для восполнения этого недостатка был нужен Биньямин. Это понимала и об этом молилась Рахель. И Всевышний услышал ее молитвы. Рождается Биньямин, который приводит в мир десять сыновей, каждый из которых зовется в честь Йосефа (Раши, Берешит, 43:30). Два сына у Йосефа, десять у Биньямина — вместе двенадцать. Поясняет «Даат Зкеним», что не просто так в книге Судей (20:12) потомки Биньямина зовутся коленами Биньямина.

Шея Биньямина

Рассказывает мидраш, как братья, опасаясь мести Йосефа, пришли просить у него прощения. Но, к их удивлению, Йосеф ответил: «Я голова, а вы тело. А если разделить их, то разве смогут они существовать по отдельности?»

А в трактате Йома (12а) говорится, что когда пророк Шмуэль и Давид занимались поиском места, где будет воздвигнут Храм, то пришли к следующему выводу. Сказано, что изначально они определили место Храма в месте истока ручья Эйн Эйтам. Ведь это место находилось очень высоко, а о Храме сказано: «…встань и поднимись на место, которое изберет Г-сподь, Б-г твой» (Дварим, 17:8). Но после они отвергли эту идею, потому что Шило принадлежит Йосефу, а о Храме сказано, что он должен быть построен на месте, принадлежащем всем коленам (Дварим, 12:5). Верно, что Йосеф является головой Израиля, а Йеуда — телом.

Но ведь есть еще и Биньямин, задача которого сводится к «дополнению» Йосефа.

А где еще встречаются все колена вместе? Правильно — на камнях эйфода, на плечах у первосвященника, напротив шеи. А «шея» – это удел Биньямина, что учится из стиха: «…и Он обитает между плеч его (Биньямина)». Поэтому решили Шмуэль с Давидом, что место Храма должно быть немного ниже, чем источник Эйн Эйтам, подобно тому, как шея располагается между головой и телом.

Йосеф – это голова и мозг народа Израиля. Йеуда – это его тело и сердце. История учит нас, что пока этим двум органам не всегда удается действовать синхронно. До сегодняшнего дня их проявления представляют из себя два отличных друг от друга вида служения Всевышнему. Единение возможно лишь в будущем, что обещает нам пророк: «… так сказал Г-сподь Б-г: вот Я беру посох Йосефа… и положу его к посоху Йеуды, и сделаю их посохом единым, и превратятся они в один в руке Моей» (Йехезкель, 37:19).

Но однажды, в далеком прошлом, произошел случай, когда все противоречия были временно устранены. К этому удалось прийти стараниями Йосефа, который для этого инсценировал пленение Биньямина. Как только братья пришли к полному раскаянию, Йосеф открылся им и с плачем бросился на шею Биньямина.

Йосеф является головой, Йеуда — сердцем. А кто помог им о6ъединиться? «Шея» Биньямина.


http://www.beerot.ru/?p=48602