Экев — Преимущество Святой земли

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

1501
святой земли

Недельная глава Экев

«Ибо Г-сподь, Б-г твой, ведет тебя в землю хорошую, в землю потоков вод, ключей и источников, истекающих в долинах и в горах» (Дварим, 8:7).

В книге Нехемии приводится следующий стих: «И вся община возвратившихся из изгнания сделала кущи (суккот), и поселились они в кущах, как не делали сыны израилевы со времен Йеошуа бин Нуна до того дня» (8:17). Ибн Эзра замечает, что Йеошуа бин Нун звался тремя именами: Ошея — הושע, Йеошуа – יהושע, и Йешуа – ישוע. О двух первых случаях мы знаем, что это Моше добавил букву י (йуд), чтобы Ошея стал Йеошуа, а о том, за что Нехемия вновь убрал одну букву из имени Йеошуа, поясняется в трактате Эркин (32б).

В книге Нехемии рассказывается о том великом собрании всего народа Израиля, во время которого Эзра с мужами Великого собрания смогли вымолить у Всевышнего разрешение на уничтожение ецер а-ра, подталкивавшего евреев к идолопоклонству. Но ведь и Йеошуа мог обратиться с подобной просьбой к Всевышнему, но не обратился? Вот за это и была изъята буква ה (эй), напоминающая об Имени Всевышнего, из его имени. И тогда Гемара задает следующий вопрос: а почему подобное обвинение не предъявляется Моше?

Спрашивает раби Симлай (Сота 14а): почему Моше так стремился войти в Святую землю? Неужели только ради того, чтобы отведать растущих там плодов? Разумеется, нет. Просто Моше хотел удостоиться чести заповедей, выполнить которые возможно только в границах Святой земли.

И пусть пояснение раби Симлая выглядит вполне убедительным, однако Рамбан расширяет преимущество Святой земли на все заповеди.

В трех местах, в главах Ахарей Мот, Экев, и в «Драшат Рош а-Шана» он говорит об этом. Он подчеркивает, что ценность заповеди, выполненной в Святой земле, гораздо выше, чем заповедь, выполненная за ее пределами. Это потому, что все земли находятся не под прямым контролем Творца, а управляются посредством назначенного небесного покровителя той земли. А о Святой земле сказано в главе Экев: «Земля, о которой Г-сподь, Б-г твой, печется, – глаза Г-спода, Б-га твоего, непрестанно на ней: от начала года и до конца года» (Дварим, 11:12).

Поэтому Рамбан утверждает, что ценность одной и той же заповеди, выполненной в земле Израиля и вне ее границ, существенно отличается в пользу Святой земли.

Наверное, поэтому Моше так хотел войти в Святую землю. И это же объясняет причину того, почему к Моше не предъявляются претензии, что он не попытался аннулировать ецер а-ра идолопоклонства. Ведь Йеошуа мог сделать это, потому что ему в помощь были заслуги Святой земли. А это особые условия, которыми Моше в пустыне не располагал.


http://www.beerot.ru/?p=47502