Глава Экев — Разбитые Скрижали

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

372
разбитые скрижали

«И схватил я обе Скрижали, и бросил их с обеих рук моих, и разбил их пред глазами вашими» (Дварим, 9:17).

Поясняется в трактате Йевамот (62а), что Моше самолично разбил Скрижали. Когда он спустился с горы Синай и увидел, что евреи сделали золотого тельца, то пришел к следующему выводу. Закон гласит, что вероотступнику запрещено есть от пасхальной жертвы. И тем более Тора будет запрещена всему народу Израиля из-за того, что они стали поклоняться идолу. Придя к такому выводу, Моше решил разбить Скрижали Завета.

В мидраше «Шмот Раба» (46:1) также говорится о том, что Моше самостоятельно принял решение разбить Скрижали. Дарование Торы являлось эрусином Всевышнего с народом Израиля. Чтобы аннулировать эрусин Моше решил разбить Скрижали. И теперь идолопоклонство народа Израиля, пусть и рассматривается как «разврат», однако оно не столь строго, как измена замужней женщины.

Комментаторы задаются вопросом: как Моше позволил себе разбить Скрижали Завета, которые обладали святостью?

Ведь сказано в трактате Санедрин (56а), что тот, кто разрезает ножом одно из Имен Всевышнего, нарушает запрет: «Не делайте подобного для Г-спода, Б-га вашего…» (Дварим, 12:4).

Как оказалось, ситуация с разбитыми первыми Скрижалями Завета не совсем однозначная. В Иерусалимском Талмуде, в трактате Таанит (4:5), приводятся три мнения по поводу произошедшего. Мудрецы сомневаются, может, Скрижали сами упали и разбились, или Моше преднамеренно их разбил, а возможно, Сам Всевышний приказал Моше бросить Скрижали наземь.

Разумеется, проблем с попиранием святости Скрижалей не возникает в случае, если они выпали из рук Моше.

Тем более когда он выполнял приказ Всевышнего. Нас интересует лишь ситуация, когда решение принимал Моше, то есть — мнение Вавилонского Талмуда и мидраша, приведенные выше.

Поясняется в книге «Рокеах», что из-за греха золотого тельца буквы, которыми были начертаны Десять речений, поднялись в воздух. Когда же букв не стало, то и святость скрижалей улетучилась. Поэтому Моше можно было их разбивать. А в «Мошав Зкеним» добавляют, что Моше старался как можно быстрее добраться до стана Израиля, чтобы остановить служение тельцу. К тому времени на Скрижалях уже не оставалось букв, что прекратило действие чуда и вернуло им естественный, не малый вес. Чтобы избавиться от тяготивших его и потерявших святость Скрижалей, Моше бросил их на землю.

А наши мудрецы учат из этого поступка Моше закон, что если человек спешит на спасение других евреев, то может даже бросить свиток Торы, обременяющий его передвижение.

Хатам Софер задает еще один вопрос: почему буквы стали порхать не сразу после того, как Всевышний сообщил о золотом тельце, а лишь когда Моше приблизился к стану Израиля? Из приведенных им ответов следует, что поскольку Скрижали были творением Самого Всевышнего, то лишь когда Моше приблизился к месту идолопоклонства, святость Скрижалей стала удаляться под воздействием присутствовавшей в том месте духовной нечистоты.

Также Хатам Софер поясняет причину того, почему нельзя было оставить Скрижали и даровать Тору колену Леви, которое не участвовало в создании тельца.

Он поясняет, что весь народ Израиля является одной цельной душой, состоящей из шестисот тысяч отдельных душ. Как известно, таким духовным объемом обладала душа Адама — первого человека. Также и Тора обладает подобным количеством букв. Однако создание золотого тельца нарушило цельность единой еврейской души, которая больше не могла воспринять и вместить в себя святость Торы.

Именно поэтому Всевышний сказал Моше, что Он хочет создать новый народ от него (Дварим, 9:14). И поясняют наши мудрецы (Брахот, 7а), что речь шла именно о новом народе, не менее шестисот тысяч человек. И это понятно, ведь в среде меньшего количества еврейских душ, например, только с участием колена Леви, Шехина не может присутствовать. А без этого невозможно принятие Торы.

Подготовил: рав Нахум Шатхин

http://www.beerot.ru/?p=47505

Оставьте комментарий

Please enter your comment!
Please enter your name here