Интересное о главе Шмот — Сроки египетского рабства

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

471
сроки

Разные сроки, связанные с египетским изгнанием

  1. 430 лет. Отсчет этого периода начинается с момента союза брит бейн а-бтарим, «между рассеченными частями», когда Аврааму было сообщено о грядущем порабощении его потомков (Хулин, 92а).
  2. 400 лет. Этот период начинается с момента рождения Ицхака.
  3. 232 года с момента продажи Йосефа в Египет.
  4. 210 лет. Отcчет лет с момента прихода Яакова и его семьи в Египет.
  5. 139 лет со смерти Йосефа — начало ухудшения отношения к евреям со стороны Паро и египтян.
  6. 116 лет со смерти Леви. Со смертью последнего из сыновей Яакова начинаются попытки порабощения евреев.
  7. За 86 лет до выхода из Египта, с момента рождения Мирьям начинаются невыносимые условия рабского труда.
Сказано в Пасхальной Агаде, что Всевышний рассчитал конец египетского изгнания. У египетского изгнания было много этапов, с разной протяженностью и различной степенью тяжести. Все они закончились в момент выхода из Египта, и намеки на многие из них содержатся в первых стихах нашей главы.
  1. «И было всех душ, произошедших от Яакова, семьдесят душ, а Йосеф был в Египте» (Шмот, 1:5) – 232 года с момента продажи Йосефа в Египет.
  2. «И вот имена сынов Израилевых, вошедших в Египет…» (там же, 1:1) — начало периода 210 лет.
  3. «И умер Йосеф…» (там же, 1:6) – начало 139 лет со дня смерти Йосефа.
  4. «…и все братья его и все то поколение» (там же) – начало 116 лет со смерти Леви, последнего из братьев.
  5. «И делали жизнь их горькою трудом тяжелым…» (там же 1:14) – начало 86 наиболее тяжелых лет. Год рождения пророчицы Мирьям.

Кто из 70 пришедших в Египет был жив на момент событий, описанных в книге Шмот?

Маариль Дискин («Хидушей Тора») приводит троих из списка семидесяти человек, которые еще должны были быть живы на момент начала порабощения. А это, на первый взгляд, противоречит тому, что сказано в стихе: «И умер Йосеф, и все братья его, и все то поколение» (Шмот, 1:6).

  1. Эфраим сын Йосефа. Сказано: «И убили их жители Гата, уроженцы земли (той), когда сошли они захватить стада их. И горевал (по ним) Эфраим, отец их, многие дни…» (Диврей а-Ямим 1, 7:21,22). В этих стихах рассказывается о представителях колена Эфраима, преждевременно покинувших Египет и перебитых филистимлянами. Это произошло за тридцать лет до выхода из Египта. И Эфраим сын Йосефа оплакивал их. Значит, на период начала самого тяжелого порабощения он еще был жив.
  2. Серах дочь Ашера. Из мидрашей следует, что именно Серах была той мудрой женщиной, которая вызвала на переговоры Йоава сына Цруи, военачальника Давида, чем спасла свой город от кровопролития (Шмуэль 2, 20:16);
  3. Йохевед дочь Леви родилась при входе в Египет, а Моше родила в возрасте ста тридцати лет. Значит, и она на момент начала событий, описанных в книге Шмот, еще была жива.
Рав Хаим Каневский («Таама де-Кра») приводит еще несколько имен.

Самые известные – это сыновья Йеуды и Тамар – Перец и Зерах. По мнению «Мидраш а-Гадоль» (Хаей Сара), именно Перец и Зерах были посланы разведать Йерихо, а не Калев и Пинхас. А красная лента, которую дали Рахав, чтобы та повязала на окно своего дома, была той самой красной лентой, которую повязала повитуха на руку Зераха во время родов.

Так как же быть с противоречием? Рашбам отвечает на этот вопрос на основании правила толкования Торы: эйн лемидим мин а-клалут — когда произносится обобщающее правило или фраза — это еще не означает, что не может быть исключений.


http://www.beerot.ru/?p=48764