Недельная глава Матот
«… а также Билама, сына Беора, убили мечом» (Бемидбар, 31:8).
Одним из важных приемов ведения войны, способных принести быструю победу, является уничтожение царя, военачальника или одного из прославленных воинов армии противника.
В таком случае солдаты противоборствующей стороны теряют уверенность в себе, что может повлечь за собой полную деморализацию и паническое бегство всей армии. А вот и известные примеры из нашей истории: «И подбежал Давид, и встал над филистимлянином, и взял меч его, и, вынув его из ножен, добил его, и отсек им голову его; и увидали филистимляне, что умер силач их, и побежали» (Шмуэль 1, 17:51). Еще один пример связан с царем Ахавом, когда, после его смерти в бою, по стану пошел клич: «… каждый в свой город, каждый в свою страну!» (Млахим 1, 22:36).
Так могло бы случиться и в войне с Мидьяном, что в данном случае было не желательно.
Ведь если бы цари Мидьяна были бы убиты в самом начале военных действий, то простые солдаты тут же разбежались бы в панике. Но тогда у евреев не было бы возможности исполнить приказ Моше о мести Мидьяну.
Был еще один позитивный момент в том, что цари Мидьяна погибли последними. Казнив мидьянитян на глазах их царей, евреи показали, что не желают прибегать ни к каким военным приемам и уловкам, и что главное, чем они движимы — это упование на Всевышнего.
Смерть Билама от меча
Из мидрашей следует, что Билам пытался скрыться от преследования, паря в воздухе при помощи колдовства. Вместе с собой он пытался прихватить и мидьянских царей. Всех их, как известно, удалось вернуть на землю. И тут возникает вопрос: а зачем нужно было аккуратно возвращать Билама на землю, чтобы потом его казнили мечом, когда можно было просто позволить ему разбиться?
Утверждает рав Залман Сороцкин («Ознаим ле-Тора»), что дать тому нечестивцу умереть во время полета было слишком большой роскошью. А в необходимости казни Билама мечом были причины.
- Всевышний губил египтян в море подолгу, поднимая их на поверхность моря и вновь погружая в глубины, чтобы они своими глазами видели, как спасаются те, над кем они так долго издевались. Так и Билама оставили в живых, чтобы до казни он мог увидеть, к чему привели все его советы.
- Замышляя проклясть Израиль, Билам старался воспользоваться оружием евреев – голосом. Поэтому и евреи убили Билама мечом, его же основным оружием, как сказано: «Мечом своим ты будешь жить».
Но этот процесс содержал в себе еще некоторые аспекты. Как уже упоминалось, Билам пытался скрыться, паря в небесах, но был возвращен на землю. Как это было?
Пинхас смог опустить Билама на землю, и там его не просто убили мечом, а предварительно судили в Санедрине. Его казнили мечом, потому что именно так казнят преступников по законам сыновей Ноаха. Также в силу того, что Билама судили в Санедрине, была решена еще одна проблема. Поскольку Билам не принимал участия в боевых действиях, то и казнить его на поле боя не представлялось возможным. Чтобы доказать его злой умысел, требовались доказательства соучастия в преступлении. Для того, чтобы провести расследование, и понадобилось доставить Билама в Санедрин.
Существует правило: когда человека казнят на основании решения Санедрина, такая смерть не является искуплением его грехов.
Возможно, поэтому стремились доставить Билама в Санедрин — чтобы его казнь не стала искуплением грехов. Правда, известно, что у Билама нет удела в будущем мире (Санедрин, 90а). Там сказано, что у трех царей нету удела в будущем мире: Йеровама, Менаше и Амона. И у четырех нецарственных особ также нет удела в будущем мире: у Билама, Доэга, Ахитофеля и Гехази. На это можно ответить, что Билам, тем не менее, был бы рад умереть на поле боя, а не от руки палача. И вот почему. Сказано в трактате Гитин (57а), что в аду Билам постоянно находится в кипящем семени. А смерть без суда и следствия, которая несет искупление грехов, могла бы лишить Билама столь тяжелого наказания в будущем мире.