Недельная глава Тецаве
«И камней этих должно быть по именам сынов Израиля, двенадцать по именам их, резьбы печатной, каждый с именем своим будут они для двенадцати колен» (Шмот, 28:21).
Рассказывается в «Мидраш а-Гадоль» (Шмот, 35:27), что для начертания имена колен на камнях хошена, Моше использовал червя, зовущегося Шамиром. Орел принес его Моше в своем клюве, прямиком из Ган Эдена. А вот Шломо смог добыть Шамира самостоятельно, и это произошло не случайно.
Добывание Шамира
Никто на земле не может считать себя неуязвимым. Но наша уязвимость зависит от нас самих же. Весь вопрос обычно сводится к одному: грешит ли человек или нет. А духов и шедим Шломо точно не должен был опасаться, потому что имел над ними власть.
Рассказывается в трактате Гитин (68а), что для строительства Иерусалимского Храма царю Шломо понадобился Шамир. Это был червь, при помощи которого можно было резать камни. У Шломо был приближенный, которого звали Бенаяу бен Йеояда, глава Санедрина и военачальник. Ему-то и было поручено достать Шамира, необходимого для строительства Храма
Мы не будет приводить все подробности этой истории. Лишь упомянем, что для выполнения задания Бенаяу пришлось заковать в оковы Ашмедая – главу всех злых духов (чертей). И все семь лет, пока Шломо строил Храм, Ашмедай находился в оковах. Высвободиться ему не позволяла цепь, на которой было начертано Имя Всевышнего. А управлял им Шломо благодаря кольцу, на котором также было начертано Имя Всевышнего (Маарша).
Однажды задал Шломо вопрос Ашмедаю.
Сказано в Торе: «Всевышний вывел их из Египта, могуч Он и вознесен» (Бемидбар, 22:23). Мы толкуем этот стих так: слово «могуч» восхваляет Всевышнего — то, что Он властвует над ангелами. А слово «вознесен» намекает на власть Творца над злыми духами. Если для иллюстрации власти Всевышнего над миром избраны ангелы и духи, это означает, что они обладают преимуществом над людьми. Ответь мне: в чем выражается ваше превосходство над людьми? Ашмедай понял, что сейчас царь Шломо «подставил» ему свое слабое место. Он знал, что даже ради постижения смысла одного стиха из Торы, Шломо будет готов пойти на риск. Сказал Ашмедай: «Сними с меня цепь и дай мне твое кольцо. Тогда я смогу показать тебе наше превосходство над людьми». И, как и предположил Ашмедай, царь Шломо совершил ошибку. Он снял оковы с Ашмедая, и дал ему свое кольцо. Как только Ашмедай увидел, что ему вернули его прежние силы, то одним крылом ухватился за небеса, а другим за землю, и швырнул Шломо на край земли. Кольцо же он проглотил, а потом выплюнул далеко в море.
Как видно из этого рассказа, Шломо мог легко установить контроль над любой духовной субстанцией, даже если она не подчинялась ему напрямую. На первый взгляд, царя Шломо подвело естественное для мудреца Торы желание постичь больше мудрости. Однако, это лишь на первый взгляд. А вот Рама ми-Пано утверждает, что это было наказание Свыше. Ведь у Шломо ушло три года на то, чтобы он смог вернуться в Иерусалим. Три года за то, что он нарушил три основные запрета, наложенных на царя: не преумножать жен; не преумножать золото и серебро; и не преумножать лошадей. Значит, если бы не грехи царя, то сидеть бы Ашмедаю на цепи и по сей день.
Шамир – материальное создание или духовное понятие?
В Иерусалимском Талмуде (Сота) говорится, что Шамир – это существо, которое способно рассекать камень и металл.
Радак (Мелахим 1, 6:7) утверждает, что Шамир – это духовное понятие, и что нам вообще не стоит пытаться постичь его сущность.
Маараль поясняет, что Шамир – это не материальное существо, а духовное понятие. И не случайно именно царь Шломо смог воспользоваться им, так как имел власть (до какого-то момента) не только над созданиями земными, но даже над небесными. И только ему (как и Моше для вырезания имен колен на хошене) было позволено воспользоваться Шамиром.
Тайная сила Шамира заключалась в способности рассекать не только камни, но даже горы. Представьте себе, какие разрушения он мог бы причинить, попади в неправильные руки. Недаром эта сила хранится в море. Ведь если Шамир способен рассекать горы, то лучшим местом для его содержания может быть именно море. Сколько бы ты не рассекал море, это не причинит ему вреда и его воды вновь сомкнутся, надежно храня Шамир от людских глаз. Также неслучайным было и то, что тайну о нахождении Шамира поручили хранить духифату – дикому петуху. Петух еще зовется гевером – мужчиной, что намекает на мужское начало, более подходящее для хранения клятвы, ведь о женщинах сказано, что они легкомысленны…
Самовозведение иерусалимского Храма
Когда Зерубавель с сорока двумя тысячами евреев вернулся из изгнания, и приступил к возведению Второго Храма, то ему не нужно было строить все заново. Стены Храма остались целыми, и пришлось только залатать разрушения, на что потребовалось всего пятьдесят два дня. Дело в том, что вавилоняне не смогли сдвинуть большинство камней, использованных Шломо при строительстве — настолько массивными они были. Сжечь Храм, и проделать несколько десятков брешей в стене – это все, чем касдимцы были вынуждены довольствоваться.
Этот факт, лишь подтверждает сказанное в источниках, что Первый Храм возводился чудесным образом, лишь при формальном участии людей. Это учится из стиха: «И когда строился этот дом, то строился он из привезенных цельных (обтесанных) камней; ни молота, ни топора, никакого (другого) железного орудия не было слышно в доме при постройке его» (Мелахим 1, 6:7).
Все, что происходило во время возведения Иерусалимского Храма, было одним большим чудом. А использование внеприродной силы под названием Шамир, было лишь малой частью среди чудес во время одного из самых значимых событий в истории человечества.