Хаей Сара — Изменение статуса погребения

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

570
погребения

«И поднялся Авраам от умершей своей, и говорил сынам Хета следующее: Пришелец и оседлый я у вас; дайте мне участок для погребения у вас, и похороню умершую мою от лица моего. И отвечали сыны Хета Аврааму, и сказали ему: Послушай нас, господин, князь Б-жий ты среди нас; в лучшей из гробниц наших похорони умершую твою; никто из нас не откажет тебе в своей гробнице для погребения умершей твоей» (Берешит 23:3-6).

Во всех случаях смерти, описанных в Торе до этого, еще ни разу не упоминалась тема погребения. Во всех десяти поколениях от Адама и до Ноаха повсеместно говорится о смерти разных людей, но ни разу нет описания захоронения! Подобная же ситуация наблюдается и в десяти поколениях от Ноаха и до Авраама. И только после смерти Сары вдруг Тора описывает нам моменты, связанные с ее смертью и погребением.

Правда нужно отметить, что во время заключения союза бейн а-бтарим, Всевышний обещает Аврааму: «А ты отойдешь к отцам твоим в мире, будешь погребен в старости доброй» (Берешит, 15:15). Но до Авраама и Сары мы больше не найдем упоминаний погребения.

А вот начиная с этого момента и далее в Танахе, с упоминанием о смерти упоминается и погребение, кроме двух раз (в случае со смертью Бат Шуа – жена Йеуды, и после смерти Ишмаэля).

В связи с этим возникает вопрос о том, какие изменения произошли в мире после того, как появились Авраам и Сара? Попытаться сказать, что, может быть, вообще не хоронили, будет не правильным. Ведь хитийцы сказали Аврааму: «Послушай нас, господин мой, князь Б-жий ты среди нас; в лучшей из гробниц наших похорони умершую твою…». А Рашбам так поясняет слова старейшин сыновей Хета: похорони в готовой могиле, в месте, где мы хороним знатных людей нашего народа. Значит, все-таки хоронили и у них существовали церемонии погребения. Так чем же отличался мир до прихода в него Авраама и Сары, от мира после их смерти?

И вот как можно на это ответить. Если раньше было понятие похорон и погребения, то оно имело совершенно иной смысл. Люди относились к погребению не как к процессу расставания с кем-то важным, а как к процессу избавления от отходов. Место же погребения представляло из себя не мемориальное кладбище, а объект по захоронению отходов.

В трактате Авода Зара (9а) приводится деление дней нашего мира на три периода. Первые две тысячи лет сравниваются с хаосом. Вторые две тысячи лет называются периодом Торы. А последние две тысячи лет называются временем Машиаха. И с какого момента начинаются две тысячи лет Торы? С Авраама. И поскольку Авраам стал изучать и преподавать слово Всевышнего в мире, то началась эпоха Торы, как сказано, «души, которые они сделали в Харане». Объясняет Ункелус: «Души, которые они подчинили Торе».

Отношение к телу человека тоже становится другим. Теперь тело человека, изучавшего Тору и выполнявшего заповеди Всевышнего, представляет собой шкатулку, наполненную драгоценностями. Сказано об обветшавшем свитке Торы, что его требуется отправить в генизу. Свиток Торы, пусть и непригодный для использования, все еще продолжает обладать святостью. И недостаточно просто закопать его в земле, а требуется захоронить в генизе (т. е. уважительно спрятать). Также и тело человека, изучавшего Тору, являлось местом пребывания святости. Поэтому его погребение подобно захоронению в генизе, а не избавлению от отходов.

Это и проливает нам свет на причину нежелания Авраама хоронить Сару на кладбище хитийцев, которое представляло собой не генизу, а место, где хоронили ненужные останки.

http://www.beerot.ru/?p=43768

Оставьте комментарий

Please enter your comment!
Please enter your name here