Недельная глава Бо
«И простер Моше руку свою к небу, и была тьма…» (Шмот, 10:22).
«Откуда взялась та тьма? Говорит раби Йеуда: это тьма Высших миров (хошех шель мала), как сказано (Теилим, 18:12): “Поставил (стеною) мрак, скрывший Его, вокруг Себя”» («Шмот Раба», 14:2).
Комментаторы задают вопрос: как может быть, чтобы казнь тьмой происходила из тьмы Высших миров, разве там вообще есть тьма? Ведь сказано (Даниэль, 2:22): « И свет с Ним», т. е. в Высших мирах есть только свет и радость, как оттуда может прийти казнь тьмой?
Однако сказано у пророка Йешаяу (19:22): «И покарает Б-г египтян: будет карать и лечить…» Наши мудрецы объясняют: карать египтян и лечить евреев, то есть то, чтобы было тьмой для египтян, само по себе является светом для евреев. А свет для евреев – тьма для египтян.
В книге «Сифтей Коэн» объясняется сказанное раби Йеудой: действительно, в Высших мирах есть только свет, но этот Высший свет настолько ярок, как сказано: «ярко белый он в небесах» (Иов, 37:21), — что ослепляет глаза злодеев. Они не в состоянии воспринять этот чудесный свет, и поэтому они видят полную тьму.
Поэтому-то и сказано в следующей строке: «А у всех сынов Израиля был свет в их жилищах». Не было двух вещей – света и тьмы, света для евреев и тьмы для египтян. Было одно: был великий и чудесный свет для праведников, а глаза египтян ослепли от излишка этого света, и это было для них страшной тьмой, подобной тьме Геинома.
Поэтому во время казни тьмой свет у евреев был не только в стране Гошен, где проживал народ Израиля. В любом месте, куда бы ни заходил еврей, он видел великий свет, как сказано в мидраше («Шмот Раба», гл. 14:3): «”А у всех сынов Израиля был свет в их жилищах” – не “в стране Гошен”, а “в их жилищах”. Это значит, что в каждом месте, куда входил еврей, с ним вместе входил свет и освещал ему сокровища, хранившиеся в бочках, сундуках и укромных местах египтян. Об этом и говорится (Теилим, 119:105): “Свеча, (озаряющая путь) моих ног, — твое слово, и свет — для тропы моей”. Еврей входил в дом египтянина, где царила тьма, и она сама была для еврея чудесным светом, который проникал во все углы и раскрывал ему спрятанные сокровища».
А ведь стих «Свеча, (озаряющая путь) моих ног, — твое слово, и свет – для тропы моей» говорит о свете Торы и ее заповедей. Действительно, это и было казнью тьмой для египтян! Всевышний опустил Свыше свет святости, который ослепил глаза египтян, как Геином. Для евреев же это был величайший свет, который раскрывал им тайны мира.
Насколько это верно для каждого поколения, в том числе и для нашего, в котором наши враги мечтают уничтожить нас: чем больше евреи приумножают Торы и заповедей, тем более увеличивается тьма и Геином для ненавистников Израиля, и, как и при египетской тьме, тот, кто стоит – не может сесть, а тот, кто сидит – не может встать. Так Тора, наши заповеди и наши молитвы парализуют всех наших врагов, и те не смогут причинить нам никакого зла.
Продолжает там мидраш: «В будущем Всевышний пошлет тьму, как сказано (Йешаяу, 60:2): “Вот тьма покроет землю, и туман – народы, а над тобой будет сиять (свет) Всевышнего”».
Такой и должна быть наша подготовка к Геуле: приумножать свет Торы, и это само затемнит и ослепит глаза наших врагов, и осветит глаза Израиля. И тогда увидят наши глаза, и возрадуется наше сердце скорому Избавлению, амен.
Перевод: г-жа Лея Шухман