Недельная глава Ваикра
«Если человек из вас принесет жертву Всевышнему» (Ваикра, 1:2).
Часть заповедей Торы определяются как хуким – заповеди, смысла которых мы не знаем, и тем не менее народ Израиля выполняет именно эти заповеди с большой любовью и радостью, осознавая, что все, что повелевает Всевышний, обладает смыслом и содержит в себе чудесные тайны.
Одна из таких особых заповедей – заповедь приношения корбанот (жертв), чья святость была необыкновенной, и они были более возвышенны, чем все остальные заповеди Торы.
Тем не менее мудрецы приводят несколько смыслов приношения жертв.
Рамбан пишет, что тот, кто приносит животное в жертву, должен думать и чувствовать, что все, что делают с животным, делают с ним самим. Это его зарезают, это его кровь и нутряной жир приносят на жертвенник перед Всевышним. Благодаря этой мысли его грех искупался.
Корбанот – это также проявление любви человека к Всевышнему, подобно тому, как любящий дарит своей любимой цветы – не потому, что они ей так уж нужны, а как проявление любви. Точно так же жертвоприношение показывало, что человек желает близости Всевышнего до такой степени, что он как бы приносит свою кровь и нутряной жир на жертвенник любви к Творцу.
Известно, что в наше время молитва заменяет корбанот, как сказано у пророка Ошеа: «Возместим (не принесенных в жертву) быков словами уст наших!»
Это очень просто: так же, как корбан был выражением полного нивелирования человека перед Всевышним, вплоть до пролития своей крови ради Всевышнего, так и молитва – это чувство полной отмены своего «эго» перед Творцом. Это осознание, что все, что есть в мире вообще, и в моем личном мирке в частности, все – от Него, благословен Он, все – Его, и только Он может дать. Поэтому, чтобы молитва была совершенной, в нее должно включаться проявление самопожертвования и реальной отмены своего «я» перед Всевышним.
Жизнь человека – это время, данное ему Всевышним, чтобы провести в этом мире.
Поэтому первое правило, как преуспеть в молитве – посвятить ей время и внимание.
Порой мы видим человека, который приходит в синагогу поздно, то ли потому, что ему было трудно встать с постели, то ли из-за каких-то дел, или разговора, которые были у него перед молитвой. В результате своего опоздания всю молитву он торопится, спеша и перескакивая, от начала молитвы до «Шмоне Эсре», чтобы догнать молящихся и молиться со всеми вместе. А в конце молитвы он тоже спешит и пропускает некоторые части, чтобы поскорее заняться своими важными делами. Короче говоря, времени у него мало, а молитва длинная, он старается «запихнуть» как можно больше в короткое время, и вся красота молитвы искажается.
Действительно, тому, кто не привык приходить вовремя, эти десять минут перед молитвой тяжелы. И для него это на самом деле самопожертвование – твердо решить, что во время, посвященное молитве и подготовке к ней, все его дела как будто не существуют. Даже драгоценные минуты утреннего сна или другое дело, которое казалось ему очень важным – все отменяется и нивелируется, и его время полностью посвящено Небесам.
Ведь здесь присутствует еще и аспект уважения к Творцу.
Самое элементарное уважение, которое можно выказать кому-либо – посвятить ему немного времени. И нет большей обиды для человека, чем если ему скажут: «У меня нет для тебя времени».
Во время молитвы мы разговариваем со Всевышним, а на самом деле у нас нет времени, мы спешим поскорее закончить это дело, проговариваем, глотая слова, вроде: «Мне нужна жизнь, заработок, выздоровление и то-то, и то-то, шалом и до свиданья!», снимаем тфиллин и убегаем. Это называется «проявить уважение»?!
И поскольку нередко мы «стиснуты» временными рамками, главное решение этой проблемы – прийти на молитву пораньше. Например, если она начинается в семь утра, следует прийти заметно раньше. Это, как известно каждому, само по себе приведет к огромному изменению во всем процессе молитвы. А ведь нет ничего важнее, чем молитва, и тот, кто будет служить Творцу таким образом, наверняка удостоится, чтобы все его молитвы были приняты, как жертвы.
Перевод: г-жа Лея Шухман