Недельная глава Берешит
«И тьма над бездною» (Берешит, 1:2).
«”Тьма над бездною” – это Греция, из-за тяжких постановлений которой потемнело в глазах у Израиля» («Берешит Раба», гл. 2, 5).
Греческая культура – это, по сути, то, что в наше время называется «западной культурой», наукой и технологическим прогрессом. На самом деле это замечательные достижения, и каждый из нас пользуется электричеством, самолетами и множеством других вещей, так что, нам видится, что большие области этой культуры, к примеру, развитую технологию, можно считать «светом».
Однако наши мудрецы говорят нам, что это – тьма! Почему? Поскольку тьма – как бы это ни странно звучало – это свет! Нет ничего, что затемняет более, чем свет. Объясню свои слова.
В современном мире бытует мнение, что наука и природа противоречат вере, не дай Б-г. Если человек встречает профессора, большого специалиста, и обнаруживает, что тот соблюдает Тору и заповеди, или что во главе университета стоит религиозный человек – он очень удивляется. В последнее время это мнение несколько пошатнулось, поскольку наука превратилась в технику, а ученые – в компьютеры. Но в прошлом, когда люди занимались наукой ради науки, существовал непреложный закон, что любой юноша, даже из самой хорошей семьи, даже поучившийся в ешиве – если он поступал в университет, его кипа с каждым годом уменьшалась, пока не исчезала бесследно.
Вопрос, почему это происходило так, а не наоборот? Ведь суть науки – это узнавать мир, и если человек открывает глаза, он видит чудеса Творца. Почему же тогда наука противоречит вере?
Ответ в том, что наука приходит к своим выводам на основе инструментов, которыми она обладает: лаборатории, пробирки и т. п. Микроскоп помогает обнаружить самые мелкие частицы; посредством телескопа изучают, что происходит на далеких планетах. После проведения научных экспериментов наступает этап доказательств и научных выводов.
Например, если человек желает узнать, можно ли обнаружить рыбу размером в полмиллиметра, он берет сеть и «просеивает» все в моря и реки в мире, и не находит, это все еще не является доказательством, что такая рыбка не существует, ведь, возможно, он недостаточно искал, и если будет продолжать поиски – найдет ее. Но если ученый скажет ему, что сделал открытие в своей лаборатории: невозможно создать сеть, чьи отверстия будут меньше миллиметра, а отсюда следует научный вывод, что такую крошечную рыбу невозможно найти – человек прекратит свои поиски. Однако, если мы задумаемся, как он убедился, что не найдет такую рыбу, или, точнее – кто «затемнил» ему путь и сказал, что нет шансов найти? «Свет науки», посредством инструментов которой невозможно найти ее.
То же самое касается и реальности Всевышнего.
Посредством научных инструментов – даже самого чувствительного радара – невозможно обнаружить Творца мира, и поэтому наука не верит, что Он живет и существует, и тем самым «затемняет» веру.
Это и есть тьма Греции.
Однако посредством науки невозможно найти Б-га, потому, что она ищет Его неверными инструментами. Всевышнего нельзя найти материальными инструментами, а только человеческими: искренностью и честностью. В нашем мире есть сегодня более восьми миллиардов «машин» – людей, каждый из которых отличается друг от друга. Притом в голове каждого ребенка есть «компьютер» – мозг, состоящий из миллиардов клеток памяти. Кто создал все это? Неужели это появилось случайно? Человек, который будет размышлять честно, непременно обнаружит Всевышнего, благословен Он.
На самом деле, нет большей тьмы в мире, чем глаза! Нет большего обманщика и «затемнителя», чем глаза. Почему? Потому, что нам кажется, что того, что глаза не видят – не существует.
Например: когда я был маленьким, отец послал меня позвать моего брата из синагоги домой. Я пошел туда и не нашел его, вернулся домой и сказал, что его там нет. Отец сказал мне: «Ты не искал под столами!» Я снова пошел в синагогу, стал искать его во всех возможных местах, и когда не нашел – констатировал факт: моего брата в синагоге нет! На основе чего я это решил? На основе своих глаз, конечно! И с тех пор и до сегодняшнего дня я констатировал тысячи и миллионы фактов на основе своего зрения. Каждое утро, прежде чем налить себе чай в стакан, я смотрю в стакан проверить, что там нет какого-нибудь жучка, и если мои глаза его не видят – я считаю, что его нет. Так я и привык, что то, что мои глаза видят – существует, а что не видят – не существует.
А ведь это тьма, поскольку есть множество реальных вещей, которые невозможно увидеть глазами. Например, звуковые и радио волны невозможно увидеть, и тот, кто делает выводы только посредством глаз, если увидит взрослого человека, говорящего по мобильному телефону, посчитает его ненормальным, и не примет объяснение о радиоволнах, ведь у него есть научное доказательство, что их не существует: он не видит их своими глазами. Или, к примеру, электрический ток увидеть невозможно, но тот, кто коснется оголенного провода – получит удар током, не дай Б-г.
В общем, все наши органы чувств – глаза, уши, нос, язык, осязание – это пять самых больших обманщиков в мире. Порой они сильно портят нам жизнь, поскольку мы полагаемся на их «свет», чтобы установить факты: что есть, чего нет, сколько, как и т.п.
Если человек знает, что он находится в темноте, он понимает, что не знает все, и поэтому спрашивает того, кто находится на свету. Если же человек считает, что он и так на свету, ему даже не приходит в голову спросить.
Человек, который живет в мире, не задумываясь и не размышляя – никогда не увидит чудес творения в каждом крошечном цветке. И наоборот, человека думающего охватывает радость и благодарность Всевышнему каждый раз, когда он выходит из туалета. Ведь в больнице врачи тяжело трудятся над тем, чтобы вывести каплю жидкости из организма человека, чьи почки не функционируют.
Это и есть духовная работа, возложенная на нас: смотреть и видеть тьму, признавать, что мы во тьме. Понимать, что то, что мы считали, положившись на свои глаза из плоти и крови, неверно, ведь они обманывают нас, как будто мы видим свет, когда на самом деле мы – во тьме. И вместо того, чтобы смотреть своими физическими глазами, мы обязаны смотреть, включая здравый смысл, и видеть, Кто создал этот чудесный мир, как он работает, и делать выводы честно и искренне.
Хасид Яавец (в книге «Ор а-Хаим», гл. 2) пишет, что во времена инквизиции и другие подобные времена женщины и простые люди прыгали в огонь ради освящения Имени Творца, а умные люди и философы сдавались. Причина этого в том, что у простых людей не было другого «света». В то время, как у тех был «свет философии», который затемнял их зрение, и не давал им видеть истинный свет.
Перевод: г-жа Лея Шухман