Глава Ваеце — Разница в подходе праотцов и праматерей

Дата: | Автор материала: Рав Шимшон Довид Пинкус

546
праматерей

«И увидел Всевышний, что нелюбима Лея, и открыл ее чрево» (Берешит, 29:31).

Лея была первой, старшей сестрой, и обладала потенциалом, чтобы ее потомки заняли все самые важные и достойные посты в народе Израиля. Поэтому первенец (Реувен) был сыном Леи, а также учителя маленьких детей (потомки Шимона), о которых сказано: «как звезды во веки вечные…», коэны и левиты (потомки Леви), царство (Йеуда), главы Санедрина (Иссахар), богачи, поддерживающие Тору (Звулун). Все это высшие посты, и все они появились из потенциала Леи.

Рахель же, в отличие от нее, была «основой дома». Она родила сам еврейский народ, как сказано: «Дорогой мой сын Эфраим» – ведь народ Израиля называется по имени Эфраима.

Ицхак желал дать благословения Эсаву, ведь богатство – это тяжелое испытание, которое способно отвлечь человека от изучения Торы. Поэтому он хотел, чтобы все благословения, касающиеся богатства и власти, получил Эсав. Из мидраша известно, что сам Яаков был согласен в этом с Ицхаком, и не желал получать эти благословения. Он был вынужден получить их потому, что так решил Всевышний. По этой же причине он не желал жениться на Лее, поскольку Лея, а вместе с ней – и все величие и власть этого мира, даже власть святости, – были ненавистны ему.

Постараемся объяснить каждый аспект по очереди: первенство Реувена было отнято у него. Достоинство Шимона – обучение детей, которое вошло в силу постановлением раби Йеошуа бен Гамла, было вызвано лишь силой необходимости, но на самом деле лучше, чтобы каждый отец сам учил своего сына, как сказано: «Слушай, сын, наставление отца своего» (и это — чистая традиция передачи Торы). Только когда отец – это Звулун, занятый своей работой, или Иссахар, который сидит в Санедрине, или Леви, занятый служением в Храме, — тогда есть необходимость в учителях, но лучше было бы без них.

О важности того, чем занимается Леви, сказано: «Лучше Мне один день, когда ты сидишь и учишь Тору, чем тысяча жертв…». То есть изучение Торы более важно, что служение в Бейт а-Микдаше.

Йеуда это царство. А царство – это тяжелейшее испытание, причиной разрушения и Первого, и Второго Храмов были цари-злодеи. О потомках Иссахара, которые заседали в Санедрине, сказано: «Рав Хисда и Раба бар рав Уна сидели в суде весь день, и ослабевали их сердца». Объясняет Раши, что они сожалели, что в тот день им не удавалось заниматься Торой. А уж тем более Звулун – сколько опасностей нас подстерегает в мире бизнеса…

Поэтому-то Яаков и хотел, чтобы все это досталось Эсаву.

Таков был подход Ицхака и Яакова: пусть лучше народ будет приниженным и страдающим, но будет свободен для учебы Торы, пока не придет великий день (день прихода Машиаха). Тогда евреям снова достанутся все достоинства, и Лея вернется к Яакову.

Однако наши праматери считали не так. Ведь Сара выгнала Ишмаэля, и все достоинства достались Ицхаку; Ривка позаботилась, чтобы благословения попали к Яакову; Лея плакала, пока не удостоилась построить еврейский народ со всеми его достоинствами, и Рахель ввела Лею в дом Яакова без его ведома. Подход праматерей был таков, что все достоинства должны быть в народе Израиля и сейчас.

В соответствии с этим возможно объяснить стих «И увидел Всевышний, что нелюбима Лея, и открыл ее чрево» не только в отношении Леи, – Всевышний желал утешить ее за то, что она нелюбима. Речь здесь и о Яакове – в заслугу его великой скромности, Лея была нелюбима ему, несмотря на все достоинства, которые она несет с собой, поскольку он желал, чтобы его потомки всегда лишь сидели в шатрах Торы без всяких помех. Именно поэтому Всевышний дал ему все эти достоинства Леи, подобно тому, как сказано: «Тот, кто бежит от почета – почет гонится за ним».

Перевод: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=48366