Глава Ваигаш — Два вида сотрудничества

два вида сотрудничества

«Сказал Йосеф народу: “Теперь я приобрел для фараона вас и ваши земли … И когда будет урожай – отдайте пятую часть фараону, а четыре пятых останется вам, засеивать поля и на пропитание…” И сказали (они): “Ты спас нам жизнь! Лишь бы мы были угодны нашему господину! Мы станем рабами фараона”» (Берешит, 47:23-25).

В законах цдаки мы находим два тарифа. Есть обязанность дать десятину, как сказано: «Отделяя, отдели десятину». Поскольку в стихе этот глагол упомянут дважды, мы учим, что тот, кто желает выполнить эту заповедь наилучшим образом, может дать пятую часть. Наши мудрецы говорят: тому, кто дает десятину, обещано, что у него не будет недостатка, а тому, кто дает пятую часть – что разбогатеет, как сказано в трактате Таанит: «Отделяй, чтобы разбогатеть».

Секрет этих размеров – десятина и пятая часть – заложен в вышеприведенных стихах нашей недельной главы.

Йосеф установил закон в Египте. Правда, это не был еврейский закон, но все-таки это был закон Йосефа-праведника. Он сказал им: я дам вам семена, а вы засейте землю. Пятую часть отдадите фараону, а четыре пятых останется вам.

Почему именно пятую часть, как это рассчитали?

Хафец Хаим объясняет: у человека есть поле, он вкладывает в него денежные средства и труд. Он покупает зерна, пашет, сеет, поливает и т. п. Обычно выручка, которая у него остается после вычета всех расходов и работы, это пятая часть. Так это происходит по законам природы.

Есть закон, что царь всегда получает десятую часть урожая. Об этом даже сказано в книге Шмуэля: «Таков будет закон царя, который будет царствовать над вами… и от вашего зерна и виноградников он отделит десятину и даст своим министрам и рабам…» Смысл этого прост: поскольку выручка – это пятая часть, двадцать процентов, то, само собой, половина идет царю, а половина – хозяину поля.

«Однако, – говорит Йосеф египтянам, – вы не компаньоны фараона, вы его рабы, поскольку вы продали себя и свои земли фараону ради пропитания. Поэтому фараон должен получить пятую часть».

Так и сказано: «Теперь я приобрел вас и ваши земли для фараона». Поэтому фараону полагается пятая часть, а вам – четыре пятых. И они согласились: «И сказали: ты спас нам жизнь… мы станем рабами фараону». Ты прав, поскольку мы – рабы фараона, он получит пятую часть, а мы – четыре пятых.

Теперь можно понять суть десятины и пятой части, которые отделяют на цдаку.

Творец мира – Царь, и Он говорит человеку: ты должен быть Моим компаньоном в своей выручке, поэтому десятину, которая является половиной пятой части, ты должен дать Мне, а вторая десятина останется тебе. Если ты заключишь со Мной эту «сделку» – у тебя никогда не будет недостатка. Однако если ты решишь давать Мне (т. е. на цдаку) пятую часть, двадцать процентов, т. е. по сути – всю свою выручку, Я обещаю тебе богатство, поскольку, если ты даешь все, – то и Я дам тебе все!

Причем речь идет не только об урожае, а о любом капитале человека: ему следует знать, что у него есть компаньон – Творец мира. Однако, как мы уже сказали, есть два вида сотрудничества. Есть вид, когда человек говорит: половину мне, половину Всевышнему – и это тоже хорошо, он не потерпит убытков из-за этого. А есть сотрудничество, когда человек говорит: все – Твое, Владыка мира!

И тогда Творец как бы отвечает ему добром на добро: если все – Мое, то и ты получишь все, и с Б-жьей помощью, удостоишься богатства.

[Примечание редактора. Сказанное касается цдаки, но когда речь идет о договоре Иссахара и Звулуна, то так как Тора Иссахара — их общее дело, хорошо давать половину (тот, кто в состоянии дать). И так советовал глава поколения, рав Аарон Йеуда Лейб Штейнман, богатым людям.]

Перевод: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=58489