Глава Ваигаш — Еще жив Йосеф

Дата: | Автор материала: Рав Шимшон Довид Пинкус

434
еще жив Йосеф

«Поднявшись из Египта, они пришли в землю Кнаан к своему отцу Яакову и сказали ему: “Йосеф еще жив, и он правит всей землей египетской!” дрогнуло сердце Яакова, ведь не поверил он им… И сказал Израиль: “Достаточно, что жив еще мой сын Йосеф! Пойду, повидаюсь с ним перед смертью”» (Берешит, 45:25-28).

Братья рассказали Яакову два известия: первое – что «еще жив Йосеф», и речь шла о сказанном мудрецами, что праведник называется «живым человеком», как сказано: «А Бенияу, сын Йеояда – сын человека живого». Спрашивают мудрецы: «Разве можно подумать, что он сын мертвого? Нет, речь о том, что праведники даже после смерти называются живыми».

Это и сказали братья – «еще жив Йосеф», он продолжает быть праведником.

А второе – «он правит всей землей египетской»: рассказали ему, как все почитают Йосефа, как он велик и богат. На это говорит Яаков: «Достаточно, что жив еще мой сын Йосеф!» Разве мне важно, что он великий правитель и властвует над всем Египтом? Все это ерунда. На самом деле важно то, что он остался праведником, и именно это радует меня. Поэтому пойду, повидаюсь с ним перед смертью. Если бы, не дай Б-г, он опустился со своего уровня, я не хотел бы видеть его. Но если он «живой праведник» – пойду и повидаюсь с ним.

Здесь Тора учит нас от имени нашего праотца, что нет никакого истинного почета или достоинства в сыновьях и дочерях, если те стали великими правителями или богачами. Главное – это их Тора и добрые дела. Еврейский родитель может радоваться своим детям только тогда, когда они идут по пути Торы. Это истинный почет и радость родителям в этом мире, и еще больше – в будущем мире, на веки вечные.

Когда Яаков встречается с Йосефом, что он говорит? «Сказали Израиль Йосефу: “Теперь могу я и умереть – ведь я увидел, что ты жив”».

Комментируют наши мудрецы: известно, что каждый, кто удостаивает заслуг многих, удостаивается того, что ему добавляется множество заслуг и после смерти. Все добрые дела тех, кто продолжают его путь и выполняют заповеди так, как он обучал их, «записываются» на счет их учителя. Также, если отец позаботился, чтобы его сыновья учились в хедере и святых ешивах, то, кроме радости и удовольствия, которые они доставят ему еще при жизни, они добавят ему бесконечное количество заслуг после его ста двадцати (т. е. после смерти).

И наоборот – если отец пренебрег своим долгом и не воспитывал детей, как следует, то, кроме бед и стыда, которые они доставят ему (чему мы, к сожалению, являемся свидетелями в наше время), — в тысячу раз хуже то, что и после его смерти все их грехи «записываются» на счет отца.

И если дети или ученики грешат – его заново наказывают и после смерти, ведь он виноват в том, что они грешат.

Именно это сказал Яаков: «Теперь (букв. один раз) я могу умереть», теперь я уверен, что умру только один раз, и не больше, ведь если, не дай Б-г, Йосеф перенял бы дурное поведение египтян, я бы умирал раз за разом, меня бы снова и снова наказывали за все преступления, которые мой сын продолжал бы делать и после моей смерти. А теперь я увидел тебя и убедился, что ты еще жив, то есть ты – Йосеф, остался святым праведником, и мне не придется умирать заново. Наоборот, мне еще добавятся заслуги, ведь чем больше заповедей и добрых дел делают дети, тем выше в Ган Эдене поднимается отец.

Перевод: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=48601