Глава Ваякель — Особый запрет гневаться в Шаббат

Дата: | Автор материала: Рав Шимшон Довид Пинкус

1432

«Не зажигайте огня во всех ваших жилищах в день субботний» (Шмот, 35:3).

Наши мудрецы в святой книге «Зоар» объяснили, что Тора намекает нам здесь и на огонь гнева, а именно: что есть особый запрет гневаться в этот святой день – Шаббат.

На самом деле, гнев запрещен в любое время, и наши мудрецы много говорили, осуждая его: любой, кто гневается, как будто поклоняется идолам, и разные виды Геинома владеют им, и т. п. Вред, наносимый гневом, хуже любого зла в мире, поскольку в момент гнева человек теряет свой разум и перестает владеть собой, и тогда он способен на любое самое ужасное дело.

Конечно, есть случаи, когда нужно немного проявить гнев, например, укоряя человека или показывая ему истину, а также дома человек должен пробуждать чуть-чуть «кипения», чтобы наставлять своих домочадцев на верный путь.

Однако в таких ситуациях совершенно запрещено, чтобы гнев владел человеком, это должно быть так, как сказали наши мудрецы: «гнев лица, а не гнев сердца» (т. е. внешнее проявление, но не внутренний гнев – прим. пер.). Это можно уподобить человеку, который зажигает огонь, чтобы обогреть дом. Если огонь горит в отведенном для этого месте, он принесет пользу, и нет опасности, что он сожжет весь дом.

На это и намекает наш стих: даже такой гнев, который правилен и полезен, запрещен в святую Субботу. Субботы и праздники – это дни отдыха и радости, и в эти дни абсолютно запрещено злиться.

Мы видим, что еврей, учащий Тору, подобен святому Шаббату. Шаббат – это главный источник святости в мире, и занятие Торой – это тоже источник жизни и душа мира. Поэтому человек, посвятивший свою жизнь Торе, должен гневаться как можно меньше, насколько только возможно, и не пробуждать огонь даже в, казалось бы, разрешенном случае.

Однако порой «из горького выходит сладкое», и плохой случай может привести к тому, что человек пробудится. Во многих ситуациях человек просто не владеет собой, и гнев застает его врасплох, против его воли. В таком случае гнев должен служить быть «красным сигналом светофора».

Наши мудрецы говорят (трактат Недарим): «Каждый, кто гневается – известно, что у него больше грехов, чем заслуг, как сказано в Мишлей: “Кипящий яростью – великий преступник”». То есть гнев – это знак и предупреждение человеку, что он находится в ситуации, когда у него больше грехов, чем заслуг.

Эта ситуация очень опасна, как сказано у Рамбама («Законы тшувы», гл. 3): «У каждого человека есть заслуги и грехи. Тот, чьи заслуги превышают его грехи – праведник, а тот, чьи грехи превышают заслуги – грешник… человек, у которого больше грехов, чем заслуг, сразу же умирает из-за своего злодейства…»

А ведь на самом деле человек, как он знает себя, не может понять, каково его положение. Даже если он видит, что много занимается выполнением заповедей, Рамбам уже написал (там же): «А взвешивают все только по разумению Г-спода, ведь Он знает, как определить заслуги напротив грехов».

Однако если гнев захватил человека – это явный признак, который передала нам Тора, что он находится в рискованном состоянии, когда грехов у него больше, чем заслуг, и его жизнь в опасности, не дай Б-г!

Поэтому, когда такое происходит, нужно сразу же сделать тшуву, и не только за сам гнев, а за все грехи, которых, как выяснилось, больше, чем заслуг. Так, с Б-жьей помощью, человек спасется от опасности и удостоится хорошей долгой жизни.

Подготовила: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=45561