Глава Матот — Последствия неумеренного гнева

Дата: | Автор материала: Рав Шимшон Довид Пинкус

1092
последствия гнева в гневе

«И вот восстали вы вместо отцов ваших, порождение людей грешных, чтобы усилить еще ярость гнева Г-сподня на Израиль» (Бемидбар, 32:14).

Сказал царь Шломо: «На всех путях твоих познавай (волю) Его, и Он выпрямит стези твои» (Мишлей, 3:6). Каждый Б-гобоязненный человек, когда злится на нарушающих волю Всевышнего, пусть приструнит свой гнев, пока не достигнет состояния умиротворенности. Посмотрите, что произошло с Моше, когда разгневался он на сыновей колена Реувена и, погорячившись, сказал: «порождение людей грешных». И пусть гнев его был во Имя Небес, однако во всем требуется мера.

Ведь Моше был наказан за свой гнев, и один из его потомков стал служителем истукана Михи.

У Гершома, сына Моше, тоже был сын по имени Йеонатан. Этот Йеонатан оказался долгожителем, он упоминается в книге Судей: «И поставили сыны Дана у себя тот истукан; и Йеонатан, сын Гершома, сына М(ен)аше, сам и сыновья его были служителями [истукана] в колене Дана до дня изгнания из этой земли» (18:30). Этот Йеонатан также зовется Швуэлем, как сказано в Диврей а-Ямим: «Сыновья Гершома: Швуэль – главный» (1, 23:16).

Когда воцарился Давид над Израилем, то послал за Йеонатаном.

Сказал ему Давид: «Как мог ты, потомок величайших людей нашего народа, опуститься до того, чтобы быть служителем идолов?» Ответил ему Йеонатан: «Так учил меня мой отец, что человек может заниматься идолопоклонством, но не жить за счет других». (Это было ошибочное понимание понятия авода зара. Под этими словами обычно подразумевается идолопоклонство. Но если переводить дословно, то можно понять их как «чужое ремесло». Его отец имел в виду, что, во избежание бедности, человек должен наниматься даже на чужую для него работу, то есть не по специальности. Гершом же ошибочно понял, что речь идет о праве зарабатывать на жизнь даже служением идолам.)

Когда Давид увидел, что деньги имеют большое значение в жизни Йеонатана, то предложил ему должность смотрителя хранилищ с богатствами.

Этим мудрым ходом Давиду удалось привести его к полному раскаянию. Спрашивают наши мудрецы: а как звали того сына Гершома? Разве не Йеонатан? Так почему он упоминается под именем Швуэля: «У Амрама, Йицара, Хеврона, Азиэля: Швуэль, сын Гершома, сына Моше, (был) главным (смотрителем) при сокровищах» (Диврей а-Ямим 1, 26:23-24)? Потому что шав – вернулся к Всевышнему всем сердцем (и говорят, что жил он вплоть до разрушения Первого Храма).


http://www.beerot.ru/?p=42603