Недельная глава Тецаве
«Аарон будет носить имена сынов Израиля на нагруднике (хошен мишпат) для суда, на своем сердце, когда будет входить в Святилище, как постоянное напоминание перед Всевышним» (Шмот, 28:29).
Святые и роскошные одежды, которые надевал первосвященник, исполняя свою службу в Бейт а-Микдаше, содержат чудесные намеки и глубокие тайны строения человеческой души.
Естественным образом одежда отражает душевные качества человека, например, по человеку, который носит одежду талмид хахама, видно, что его основное занятие в жизни – Тора. С другой стороны, тот, кто всю жизнь проводит в безделье и развлечениях, и одевается соответственно.
Получается, что в одежде, которую Тора повелевает носить первосвященнику во время его служения, заложены намеки на то, какой должна быть форма души совершенного человека, стоящего перед своим Творцом и служащего Ему. Мы знаем, что весь народ Израиля назван коэнами: «А вы будете мне царством коэнов и святым народом». Поэтому из одежды коэна мы сможем извлечь уроки, необходимые нам для нашей духовной работы. Здесь мы разберем несколько из них.
В двух местах на одежде первосвященника были высечены имена двенадцати колен Израиля.
О хошен мишпат сказано: «И нес Аарон имена сынов Израиля на хошен мишпат, что у него на сердце, входя в Святилище». Отсюда мы учим, что человек может нести на своем сердце весь народ Израиля – любить и заботиться обо всем народе.
А о шлейках эйфода (на которых держался и хошен мишпат) сказано: «Возьми два камня оникс и выгравируй на них имена сынов Израиля», что намекает нам на то, что человек может нести весь народ Израиля на своих плечах – «держать» весь народ Израиля своим величием в Торе. Здесь речь идет об известных нам «великанах» Торы: святой Раши, о котором говорили: «Если бы не Раши – Тора забылась бы в народе Израиля», Риф и Рамбам, и многие великие мудрецы, которые в каждом поколении несли народ Израиля на своем сердце и на своих плечах.
Мы видим, что имена сынов Израиля, находившиеся на сердце первосвященника, были высечены на двенадцати отдельных камнях, а имена на плечах – были высечены вместе на двух камнях.
Здесь можно найти намек на очень важный практический момент: когда человек обучает многих Торе и Б-гобоязненности, конечно же, здесь речь идет про них вместе. Однако что касается любви, то недостаточно любить весь народ Израиля в целом, нужно любить каждого еврея в отдельности, – таким, какой он есть. На это намекают двенадцать отдельных камней, ведь известно, что двенадцать колен были подобны двенадцати народам, как сказано (Берешит, 35:11): «Народ и собрание народов произойдут от тебя». Как между народами есть существенные и фундаментальные различия качеств и свойств, порой приводящие к ненависти и войнам, так и среди колен Израиля были ссоры и споры.
Поэтому Всевышний повелел, чтобы у каждого колена был свой отдельный святой камень, уникально подходящий ему по своим качествам и оттенкам, и чтобы коэн нес их всех на своем сердце.
Поскольку он должен любить каждого сына Израиля таким, каков он есть, и тем, что особенного в нем, в соответствии с обычаями его общины и его предков, несмотря на существующие различия между общинами. Когда существует подобная любовь к евреям – весь народ Израиля целиком «будет постоянным напоминанием перед Всевышним», и небесные источники изобилия будут открыты для них навсегда.
Перевод: г-жа Лея Шухман