Толдот — Разрушение счастья

Дата: | Автор материала: Рав Шимшон Довид Пинкус

1474
разрушение счастья

Недельная глава Толдот

«И сказал Эсав: вот, я скоро умру, так зачем мне первородство?» (Берешит, 25:32).

Суть первородства – удостоиться ступени коэнов, стоять и служить Всевышнему, а также удостоиться всех благословений, которыми благословил Творец нашего праотца Авраама, включая все счастье, связанное с ними.

Мы видим, что в любом истинном достоинстве, как, например, быть коэном, вместе со всей наградой и всем счастьем, связанным с ними, есть и приказы, предостережения и наказания, и даже смерть. Поэтому-то Эсав и пренебрег достоинством первородства, сказав: лучше мне получить удовольствие от чечевичной похлебки сегодня, будучи свободным от предостережений и наказаний, и не отдавать себя в рабство служения Творцу, вместе со всеми связанными с этим трудностями, — несмотря на великую награду и большое счастье, ждущие в конце пути.

Здесь и заложено разрушение счастья человека – как Эсава тогда, так и наше сегодня.

Каждый прекрасно знает, что конец злодея – быть отсеченным от Источника жизни, а награда праведников уготована им в будущем мире, но ленится вкладывать, и трудиться, и терпеть все хлопоты, пока не придет время получать награду. Как пишет «Месилат Йешарим» (глава 4): «Есть среди глупцов, ищущих легкой жизни, такие, что скажут: «Зачем так утомлять себя благочестием и воздержанием? Нам вполне достаточно не оказаться среди злодеев, осужденных на пребывание в Геиноме. Мы не станем протискиваться в самый центр Ган Эдена, ведь даже если наша доля там и не будет велика, малая доля нам обеспечена! Этого хватит, и мы не станем утяжелять свою ношу ради большего!»» Такой подход – основа и корень всего зла, и именно это привело Эсава к самым тяжким грехам.

Давайте задумаемся о себе: разве мы не завидуем порой светским людям, которые ощущают себя свободными от заповедей и вообще от любого бремени?

Если такой человек захотел кушать, он заходит в магазин, покупает, что под руку попадется. Съедает, не глядя, и забывает, что поел. А мы? Сколько «остановок» заповедей, и законов, и трудов нужно пройти, пока мы сможем взять в рот кусок хлеба! Во-первых, выяснить, что этот магазин – кошерный, во-вторых, сделать омовение рук, благословить, да еще и с душевным настроем, кушать скромно и с достоинством, омыть руки после еды, произнести Биркат а-Мазон – четыре длинных утомительных благословения, и еще молитвы после них. Да, еврей и вправду находится под бременем, жизнь его нелегка, он несет ответственность за каждое свое движение, и все время он в страхе и трепете: а вдруг ошибется, совершит грех, и будет наказан.

Но давайте спросим себя: завидуем ли мы дикой лошади? Она свободна, нет у нее бремени заработка, ее пропитание – у нее под ногами, и спать она может в любом месте, нет у нее никаких забот и печалей, ее жизнь – одно сплошное удовольствие!

Но какой дурак захочет стать лошадью? Каждый хочет быть именно человеком, вместе со всеми трудностями и бременем, связанным с этим.

Именно это рассказывает Тора о злодее Эсаве: он предпочел сожрать, как животное, чечевичную похлебку, чем быть порабощенным служению Творцу, несмотря на истинное счастье, заложенное в нем. Тора учит нас отдаляться от путей Эсава.

Только наш праотец Яаков, который хорошо понимал достоинство первородства, несмотря на все трудности и наказания, связанные с ним, удостоился его и держался за него всеми силами. Постараемся так поступать и мы, чтобы удостоиться блага и добра на всю свою жизнь.

Перевод: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=48267