Глава Толдот — Свободное время

Дата: | Автор материала: Рав Шимшон Довид Пинкус

351
свободное время

«И стал Эсав человеком поля, умеющим охотиться, а Яаков – цельным человеком, сидящим в шатрах» (Берешит, 25:27).

Нам всем известно, какая огромная разница существовала между двумя братьями – Яаковом и Эсавом. Эсав был символом духовной нечистоты и зла, как сказано: «Пять грехов совершил Эсав в тот день», в числе которых – убийство и отрицание Творца, вся глубина злодейства. Яаков же, напротив – «избранный из праотцов», символ святости, духовной чистоты и сосуд, содержащий все блага в мире.

И вот, когда Тора желает рассказать нам о том, что их пути разошлись, и дает определение каждому из них, она говорит, что Эсав был «человеком поля», а Яаков – «цельным человеком, сидящим в шатрах». Раши объясняет: «человек поля» означает «бездельник».

На первый взгляд, неужели это все, что можно сказать в порицание Эсаву – что он был бездельником? Почему вовсе не упомянута вся глубина его злодейства? А Яаков, неужели все его достоинства заключались в том, что он был «учеником ешивы» – сидел и учился в шатрах Торы? Почему не упоминают величие его праведности, благочестия и святости?

Дело в том, что именно в этих определениях и заложено все огромное различие двух братьев. Именно в этом проявляется вершина злодейства одного брата и вершина праведности другого – каждого на своем пути.

Почему? То, что Эсав был лентяем, любящим спокойствие и убегающим от любых усилий, любого труда, и было корнем всего зла. Сказано в Танахе: «Диким осленком родится человек». Человек по своей природе – дикий и способный на любое зло, поскольку сердце человека дурно с юности его, и оно подобно полю: если за ним не ухаживать постоянно, оно само по себе вырастит сорняки и колючки, а в них уже заводятся все вредители. Так и человек: если у него есть лишнее время, если он не находится в состоянии постоянной работы над собой, и если святость не пылает в нем – все зло само собой приходит к нему.

Яаков же, напротив, сам вошел в шатры Торы, чтобы учиться и совершенствовать себя с невероятным упорством и прилежанием, и так удостоился высочайших духовных ступеней.

Все вышесказанное верно не только по отношению к общей жизненной программе человека, но и о каждом его дне. Когда человек возвращается домой вечером, ощущает, что сейчас можно спокойно отдохнуть, и у него есть свободное время, чтобы провести его в свое удовольствие – в это время он становится «человеком поля», лентяем, подверженным всем опасностям в сфере его духовных ценностей. Совсем не так тот, у кого вечером есть урок Торы или учеба с напарником (хеврута), и все часы его дня и ночи наполнены пользой до тех пор, пока он не идет спать, и даже когда он ест или спит, делает это не потому, что ему уже надоело бездельничать, а потому, что пришло время есть или время спать! Нет у него «пустых» часов, и все время, что он не занят работой – он занят Торой и молитвой. Такой человек – из учеников нашего праотца Яакова, благословен праведник.

Перевод: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=48269