Глава Шофтим — Легко ли быть раввином?

Дата: | Автор материала: Рав Шимшон Довид Пинкус

988
быть раввином

«Приди к судье, который будет в те дни, и спроси…» (Дварим, 17:9).

«Даже если этот судья не таков, как судьи, которые были до него, ты должен слушаться его. Ведь у тебя нет другого судьи, кроме того, кто есть в твои дни…» (Раши там).

Тора дается мудрецам в каждом поколении. В трактате Рош а-Шана рассказывается: рабан Гамлиэль постановил, что Йом Кипур выпадает на такой-то день, а раби Йеошуа спорил с ним. Тогда рабан Гамлиэль приказал раби Йеошуа прийти к нему с палкой и заплечным мешком в тот день, который раби Йеошуа считал Йом Кипуром, – и раби Йеошуа выполнил это.

В Вильно во времена Виленского Гаона произошла одна история. В доме портного, который жил по соседству с Гаоном, готовились к Шаббату. Хозяйка принялась потрошить курицу – и у нее возник вопрос, кашерная ли она. Портной послал ребенка задать вопрос Виленскому Гаону, и тот ответил, что курица некашерна. Жена портного, которая не знала, что муж послал детей спросить Виленского Гаона, отправила другого ребенка к раввину города – раби Шмуэлю бен раби Авигдор. Мальчик вернулся и сказал, что рав постановил, что курица кашерна. Смятение в семье было невероятным. Что же делать? Вернулись к раву и рассказали ему, что так ответил Гаон.

Рав пришел к Виленскому Гаону и сказал: «Конечно, ваши познания в Торе в десятки раз больше, чем мои. Однако если мы изменим мое постановление – мой авторитет как рава города пошатнется, и начнется большая путаница. Поэтому вечером в Шаббат мы придем к портному и оба отведаем этой курицы. Ведь Тора зависит не от гениальности Гаона, а от рава-законоучителя города. А равом являюсь я, а не вы!». Виленский Гаон согласился с ним.

Они пришли на трапезу, но, когда дело дошло до курицы, веревка, на которой висела лампа, оборвалась, и сальная свеча упала прямо в кастрюлю с блюдом из курицы. Так что, в любом случае, есть ее было невозможно…

Быть раввином очень нелегко, поскольку он должен обладать чистым сердцем, свободным от любых стремлений к личной выгоде и тенденциозности. У человека же обычно их очень много. Однако, если рав – прямой человек, если он ищет только истину, и если учится настолько, насколько способен – его Тора всегда будет «Торой истины», и к какому бы выводу он ни пришел – понятие «ошибки» для него не существует.


http://www.beerot.ru/?p=47627