Ваигаш — Йосеф и Йеуда — два пути в служении Всевышнему

Дата: | Автор материала: Рав Шимшон Довид Пинкус

1864
два пути в служении

Недельная глава Ваигаш

«И подошел к нему Йеуда» (Берешит, 44:18).

В этих стихах описывается борьба между Йеудой и Йосефом. Эта борьба намекает на глубокое, коренное и сущностное различие Йеуды и Йосефа – различие в путях служения Творцу. Наши мудрецы говорят, что в момент, когда Йеуда подошел к Йосефу, чтобы поговорить с ним, «дрожь охватила их там» – речь идет об остальных братьях, они сказали: «цари разговаривают друг с другом».

Разделение между Йеудой и Йосефом проявляется и в более позднюю эпоху – во время царей в Израиле, когда, начиная с царствования Йеровама бен Невата царство разделилось на два: царство Йеуда и царство Израиль (которое представляло собой царство Эфраима – потомка Йосефа).

Да и в будущем мы знаем, что будет разделение – Машиах бен Йосеф и Машиах бен Давид.

Только об эпохе полного Избавления, в будущем, пророк Йехезкель получил такое пророчество: «А теперь, сын человеческий, возьми себе (кусок) дерева и напиши на нем: Йеуда… И возьми другой (кусок) дерева, и напиши на нем Йосеф – древо Эфраима… и приблизь их один к другому, (чтобы стали они) единым деревом, и станут они единым целым в твоей руке» — оба царства объединятся вместе.

Приводится в книгах наших мудрецов, что это разделение описывает нам сущностное различие, на все поколения.

У каждого еврея есть два пути в служении Всевышнему: путь, называемый «Йосеф», и путь, называемый «Йеуда».

Йосефа наши мудрецы называют «Йосеф-праведник». Служение праведника выражается, в основном, в соблюдении Торы и заповедей. Тора описывает нам испытания, которые прошел Йосеф, и его возвышенные поступки.

По сути, мы видим подобие Йосефа еще одному человеку, названному праведником – «Ноах был человеком праведным». Оба они обеспечивали мир всем необходимым в тяжелое время, и оба были тем, что называется «праведник, на котором держится мир». Ноах был праведником в малом – он обеспечивал лишь маленький мир, жителей Ковчега, в момент, когда весь мир был разрушен, но он очень тяжело работал днем и ночью, чтобы поддержать этот мир. Йосеф, в отличие от него, обеспечивал весь мир.

Йеуда, с другой стороны – это суть еврея, ведь еврей называется йеуди – от слова «Йеуда».

Йеуда не выдерживает испытаний, он не обеспечивает весь мир, он просто по сути своего существования является евреем!

Приводится у одного из мудрецов, что на это есть намек в Торе в стихе «И подошел к нему Йеуда, и сказал: мне, господин мой…» «Мне, господин мой» намекает, что в нем – «во мне» – есть Имя Всевышнего! Сущностная реальность еврея в том, что в нем есть святость Творца! В отличие от праведника, чья праведность реализуется во внешних действиях, суть еврея – йеуди – реализуется его внутренней святостью.

Йеуда не спускался в Египет и не был вынужден выстаивать во внешних испытаниях. А когда он спустился туда вместе с отцом и всей семьей, первое, что он сделал: «А Йеуду послал (Яаков) перед собой, обучать», а именно — «открыть Дом учения». И он сразу же закрывается внутри себя, в доме учения. Он «баррикадируется» в своем еврейском доме, в полном отрыве от влияния окружения.

Это два пути в служении Творцу – путь Йосефа и путь Йеуды, о которых в будущем говорит пророк: «И будут единым целым в твоей руке».

Перевод: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=48598