Ки Тиса — Достоинство «еврейского упрямства»

Дата: | Автор материала: Рав Шимшон Довид Пинкус

1022
еврейское упрямство

«Но Я не пойду с вами, потому что вы – упрямый народ» (Шмот, 33:3).

Известно, что одно из фундаментальных качеств еврейского народа, продержавшееся на протяжении всех поколений, — это упрямство, знаменитое «еврейское упрямство».

Обычно Тора пользуется этим выражением, чтобы сказать: евреи – упрямцы, их мнение нельзя поколебать, невозможно исправить их изъяны. Однако комментаторы Торы объясняют: насколько это недостаток еврея, настолько же это его достоинство. Если бы не это упрямство еврея, благодаря которому нельзя сломить его дух – мы не смогли бы пройти все изгнания, все беды и горести, все испытания, которым мы подвергались на протяжении двухтысячелетнего галута.

По правде говоря, с одной стороны, мы уже доказали на протяжении поколений свое упрямство ради Всевышнего и ради Его Торы. «Или измени веру – или убьем!». Все изгнания и все страдания, а в последнее столетие – «просвещение» и сионизм – изо всех сил старались погасить последнюю искру народа Израиля. И им это не удалось!

Однако видится, что есть еще один вид испытаний, который приходится проходить еврейскому народу в целом и, в частности, нам, бней Тора. Показать наше знаменитое упрямство тогда, когда никто не пытается заставить нас нарушить законы Торы. И тогда, когда нам хорошо, когда у нас все есть, и мы можем делать, что хотим – в такой ситуации держаться за свои принципы.

Однажды я давал лекцию светским евреям. Я сказал им: «Хотите, расскажу вам “патент”, как сделать так, чтобы вы все стали соблюдать Шаббат, а вы скажите мне, прав я, или нет».

«Что Вы имеете в виду?» – спросили они, и я объяснил.

«Если я объясню вам с логической точки зрения, почему нужно соблюдать Шаббат, сколько в нем прелести и приятности и т. п. – вы не станете его соблюдать. Даже если я докажу вам, что есть Ган-Эден и Геином – тоже не станете. Но если придет какой-нибудь диктатор, завоюет страну и объявит, что того, кто будет соблюдать Шаббат, ожидает смертная казнь, то есть силой заставит вас нарушать Шаббат – вы все начнете его соблюдать. Верно или нет?»

Они ответили: «Точно, так и есть. Если нас будут заставлять нарушать запрет Торы – мы будем делать наоборот!»

Это и есть наша еврейская гордость.

Почему же тогда, когда нас не заставляют нарушать Шаббат, его нарушают прилюдно?

Видимо, в какой-то степени это гораздо труднее. Это и есть великое испытание нашего поколения. Не дай Б-г, я не обесцениваю предыдущие поколения, которые показали свое величие и силу своей святости, жертвуя своей жизнью ради святой Торы. Но и в нашем поколении мы должны показать свою преданность Всевышнему – как евреи и как бней Тора, и Свыше нам дан новый вид испытаний.

Всего несколько десятков лет назад еврей, который держался за Тору и Б‑гобоязненность, делал это ради Небес. Тот, чья вера не была глубока и крепка, тут же оказывался снаружи. Многие учащиеся ешив в то время оказались «за забором».

А сегодня мы живем в другом поколении. Многие находятся в мире Торы только по той простой причине, что нет ничего получше. Уже и улица не так сильно тянет, а уж армия – тем более. Находятся здесь, потому что они здесь, без особой причины. Поэтому мы просто обязаны внести в наше служение Всевышнему настоящее содержание и хорошо знать истинную цель нашей жизни.

Подготовила: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=45531