Недельная глава Ноах
«Аран умер при жизни отца своего, Тераха, на своей родине, в Ур Касдим» (Берешит, 11:28).
Книга Берешит называется также «Книгой прямых», поскольку в ней рассказывается о праотцах мира, об их невероятной прямоте и праведности, и потрясающей преданности Всевышнему. Тора рассказывает нам об этом, чтобы мы тоже шли их путями – прямыми путями, каждый, насколько он может.
Вместе с тем, Тора рассказывает и о деяниях менее праведных людей, и очень важно обратить внимание на то, что можно выучить и из их поступков, ведь если Тора упоминает об этом – значит, здесь есть для нас большой урок.
В вышеприведенном стихе рассказывается о брате нашего праотца Авраама – Аране, который умер «при жизни отца своего, Тераха, на своей родине, в Ур Касдим». Наши мудрецы («Берешит Раба», 38:13) объясняют, что, когда праотец Авраам разбил идолы своего отца Тераха, и царь Нимрод приказал бросить его в огненную печь, Аран сказал себе в сердце: «Если Авраам победит – я присоединюсь к нему, а если Нимрод победит – то присоединюсь к нему». В итоге Всевышний чудесным образом спас Авраама. Спросили Арана: «Ну, на чьей ты стороне?» Он сказал: «На стороне Авраама». Его тоже бросили в горящую печь, и он сгорел.
Наш праотец Авраам пожертвовал собой ради Небес, и поэтому спасся, а Аран, который не столь старался ради Небес, не удостоился чуда и сгорел.
И все-таки, нужно понять – неужели Всевышний обделил Арана наградой? Конечно, его намерения не были такими чистыми, как у Авраама, но ведь, в конце концов, он попал в огонь ради Имени Творца?
На самом деле, мы знаем, кто были детьми Арана: Сара, праматерь всего еврейского народа, и Лот, чьими потомками были две великие праведницы: моавитянка Рут и аммонитянка Наама, праматери царства Давида и нашего праведного Машиаха.
Отсюда мы учим, что за любой хороший поступок, даже если он не был совершен с чистым намерением ради Небес, Всевышний одаряет человека великой вечной наградой.
Порой бывает, что евреи делают добрые дела, например, жертвуют на благотворительность, на синагогу и т. п. или помогают ближним, и видно, что их намерения не совсем чисты, что они желают получить за эти действия почет и уважение и т. п. Конечно, это не самый правильный путь, но нельзя и пренебрегать ценностью таких поступков, поскольку на самом деле любое доброе дело очень-очень важно в глазах Всевышнего. И уже сказали наши мудрецы (Санедрин, 105б): «Пусть человек всегда занимается Торой и заповедями, даже не ради них самих (а с другими намерениями), поскольку из своих интересов в итоге он придет к занятию Торой и заповедями ради них самих. Ведь в заслугу того, что Балак принес сорок две жертвы Всевышнему, он удостоился, что праведница Рут была его потомком».
А также сказано (Рош а-Шана, 4а): «Тот, кто говорит: “я даю эту монету на цдаку ради того, чтобы мой сын выздоровел или чтобы я удостоился жизни в будущем мире” – абсолютный праведник».
Так что, если даже человек не находит себя на высокой духовной ступени, и совершает хорошие поступки с не такими чистыми намерениями, как ему хотелось бы – пусть не перестает делать все, что в его силах. Ведь наши святые мудрецы обещают нам, что «из своих интересов в итоге придет к занятию Торой и заповедями ради них самих», и, в итоге, он удостоится очистить и свои мысли и достичь желаемого совершенства.
Перевод: г-жа Лея Шухман