Связь со Всевышним – суть жизни еврея

Дата: | Автор материала: Рав Шимшон Довид Пинкус

748
суть

«И скажете в тот день: ведь потому, что нет среди нас Всевышнего, нашли нас все эти беды» (Дварим, 31:17).

Есть известное явление в народе Израиля, что евреи обладают уникальной силой выдерживать самые тяжелые беды и несчастья, и более того – через страдания и мучения они еще больше укрепляются в своем еврействе.

Объяснить это можно так. Любовь народа Израиля к Всевышнему и Его Торе – это любовь, по сути, без всяких причин, ведь наш праотец Яаков еще в животе матери желал бежать в бейт-мидраш, так что непременно выходит, что это любовь выше всяких причин и объяснений.

Примером этому является вопрос, делал ли Первый человек кидушин (посвящение) своей жене Хаве. Мне кажется очевидным, что не было смысла в посвящении, ведь женщина по сути своего существования «принадлежит» мужчине (как жена), это цель ее творения, и нет необходимости посвящать ее. И лишь в силу того, что существует множество женщин и мужчин, следует отдалить всех остальных, и тогда она, само собой, становится его. В этом и заключается вся идея кидушин, как пишет Раши в начале трактата Кидушин: «Запрещена всему миру, чтобы быть моей», ведь если она отделена от всего мира, она, само собой, становится моей. Поэтому, когда Адам и Хава были единственными мужчиной и женщиной во всем мире, она, само собой, стала его женой, и ему не нужно было посвящать ее себе.

Так и народ Израиля принадлежит Всевышнему по сути своей, но просто есть вещи, которые мешают и препятствуют близости между ними, а когда удаляют все эти помехи, Израиль естественным образом принадлежит Ему.

Именно поэтому еврей, несмотря на все беды и страдания, остается верным Всевышнему и Его Торе, ведь это суть его жизни, часть его существования, и, конечно же, нет ничего в мире, что могло бы сдвинуть его с этого.

На самом деле, то же самое – и в отношениях народа Израиля со святой Торой.

Каждый еврей, по сути, принадлежит Торе, но есть разные препятствия и помехи прилепленности к Торе, но как только их уберут – окажется, что он, само собой, крепко связан с Торой.

В трактате Авода Зара мы находим историю о раби Элазаре бен Дурдае [который до тшувы был большим развратником]. После того, как он сделал полную тшуву и умер в раскаянии, голос Свыше провозгласил: «Раби Элазар бен Дурдай приглашается к жизни в Будущем мире». Сказали наши мудрецы: «Разрыдался раби Йеуда а-Наси и сказал: “Есть те, кто приобретают свой (будущий) мир за один час, и более того – его еще зовут “раби””».

И на самом деле, непонятно, почему его назвали «раби», ведь это звание людей, обладающих высочайшим уровнем в Торе, а он, хотя и стал бааль-тшува, как удостоился такого уровня в Торе?

Видится, что в тот момент глубокого раскаяния раби Элазар бен Дурдая достиг огромной и великой прилепленности к Творцу, и тогда все помехи его связи с Торой исчезли сами собой, и она целиком вошла в его сердце, поскольку по своей природе еврей и Тора – это одно целое. Так он и удостоился звания «раби».

Перевод: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=47873