Можно ли купить долю в Торе?

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук | версия для печати версия для печати

Мы начинаем новый цикл чтения Торы в праздник Симхат Тора с первой главы – Берешит. Сказано в книге Зоар: «Всевышний, народ Израиля и Тора едины». Самое доступное объяснение этого в том, что наш народ прилепляется к Всевышнему посредством Торы, и это само по себе непросто. Во-первых, чтобы Тора стала частью нас самих, нужно прилепиться к Торе по-настоящему. Изучение Торы – это не просто религиозная обязанность, и, безусловно, не изучение очередной науки. Торой нужно в полном смысле жить, ощущать ее силу, которая дается лишь тем, кто трудится над ней, как подобает. Кроме того, Тору принято изучать не просто с радостью, а с весельем, как сказано: «слова Торы были для вас веселыми и радостными, как будто они только что были даны на горе Синай». Это подобно тому, как жених и невеста соединяются под хупой, – и этот день становится днем большого веселья! Воссоединение двух половин одного целого, объединение мужчины и женщины в семейном союзе – это большое, радостное событие, и не удивительно, что свадьбы в нашем народе празднуются с таким весельем и радостью. Праздник Симхат Тора для нашего народа – это праздник соединения в союзе с Всевышним. В этот день мы заканчиваем читать Тору и начинаем новый цикл, как будто создаем новый союз на будущий год.

Веселье праздника Симхат Тора – центральный момент дня. В книге «Иглей Таль», написанной великим Ребе из Сохачева (известным также как автор книги «Авней Незер»), приводится следующее утверждение. Есть люди, полагающие, что когда человек получает удовольствие от изучения Торы, когда человек в радости и веселье учит Тору, то это для него – удовольствие, и это не совсем Тора лишма, изучение Торы ради нее самой. Ребе из Сохачева пишет, что такое мнение – известная ошибка. Основная заповедь в изучении Торы – это уметь радоваться, веселиться и получать удовольствие от учебы. «И тогда слова Торы впитываются в его кровь».

Помню, когда мы хоронили руководителя нашей ешивы великого гаона рава Реувена Файна, его дядя гаон рав Залман Ротберг сказал, что «Тора текла у него по всем венам и сосудам». Когда человек так искренне радуется в процессе учебы, «тогда слова Торы впитываются в его кровь», «и так, имея удовольствие от слов Торы, он прилепляется к Торе».

Далее «Иглей Таль» цитирует сказанное в книге Зоар о том, что и хорошее, и дурное начало развиваются в человеке только в силу радости. При этом йецер а-тов, хорошее начало в человеке, растет в силу радости от Торы, а йецер а-ра, дурное начало, растет «от другой радости». Далее Ребе из Сохачева пишет, что если бы изучение Торы с удовольствием являлось ущербным, не могла бы такая учеба развивать доброе начало.

Об этом же говорит нам история с Моше. Еще находясь на горе Синай, он узнал, что народ Израиля согрешил, и даже вымолил у Всевышнего прощение для народа. Но когда Моше спустился с горы и увидел своими глазами служение идолу, он разбил скрижали. Почему? Ведь, как мы сказали выше, он знал о грехе… Говорят комментаторы, что его поразило и отвратило то, с какой радостью народом Израиля совершалось это служение, с каким весельем они предавались греху, какие пляски они устроили вокруг золотого тельца. Их злое начало брало силы в этой радости идолопоклонства!

Симхат Тора – это великий день, весь основанный на радости и веселье вокруг Торы. Если мы хотим по-настоящему удостоиться Торы, то нам надо эти веселье и радость внести в нашу жизнь. Наша основная задача – внести в повседневность святость дней месяца Тишрей.

Сама по себе глава Берешит – уникальна. Известно, что в ней заключены все основы мироздания, и каждое слово, каждая буква в ней несут огромный смысл. Настолько много заключено в ней, что разбирать ее можно не меньше, чем в течение полугода. Мы сейчас коснемся только некоторых аспектов – насколько это позволит формат статьи.

Две первые основы подхода к Торе нам дает Раши. Он ставит вопрос, почему Тора начинается с маасе берешит – Творения мироздания, логичнее было бы начать Тору с первой заповеди – освящения нового лунного месяца. Вопрос этот возникает из самого происхождения слова «Тора» – от слова ораа, буквально – указание к действию. Гемара в трактате Шаббат называет это причиной того, что Тора была дана нам, людям, а не ангелам. Когда Всевышний собирался дать Тору Моше, ангелы стали возражать, что им, а не людям подобает удостоиться такого великолепного подарка. Безусловно, в Торе есть высокая, скрытая часть, доступная скорее ангелам. Однако из текста видно, что Тора – это прямое указание к действию, свод правил жизни людей. Возьмем, к примеру, заповедь почитания родителей: какое отношение она может иметь к ангелам, у которых нет и не может быть ни отца, ни матери? Заповеди «не убей» и «не укради» также могут относиться только к человеку, у которого есть дурное начало, но никак не к ангелам… Получается, что местом исполнения Торы может и должен быть только наш материальный мир!

В книге Зоар есть интересное место, комментирующее сказанные в главе Берешит слова Всевышнего «наасе Адам» – сделаем человека (известен комментарий Раши на это – что в силу Своей величайшей скромности Творец как бы поинтересовался мнением ангелов – что они думают о том, чтобы сделать человека). Еще одно объяснение слова наасе из Зоара – это намек на слова, произнесенные народом Израиля на горе Синай: наасе ве-нишма – исполним и будем внимать. Какая связь существует между двумя этими объяснениями, и почему создание человека связано с аспектом «маасе» – исполнять – больше, чем с аспектом «нишма» – внимать?

Тора – это особенное понятие, настолько всеобъемлющее, что «Всевышний смотрел в Тору и создавал мир». Тора объединяет в себе все миры – высшие и наш, низший, а человек осуществляет связь между ними и влияет на высшие миры путем совершения земных поступков, освященных заповедями Творца.

В Шульхан Арухе (своде законов повседневной жизни нашего народа) сказано, что сразу после окончания Йом Кипура надо идти строить сукку. Не сказано при этом, что надо идти учиться, хотя, казалось бы, что может быть важнее? Ответ на этот вопрос – то, что произошло в Йом Кипур. В этот день мы заново принимаем на себя Тору и исполнение заповедей, и именно исполнение – «наасе» – предшествует учебе – «нишма». Сразу после Йом Кипура – дня, наполненного молитвами, в который запрещена любая работа – мы погружаемся в мир действия, предписанного Торой: строим сукку, покупаем 4 вида растений для праздника, затем – празднуем, веселимся, устраиваем застолья. В череде праздников, к большому сожалению, не всегда получается полноценно поучиться. Это можно объяснить тем, что Всевышний хочет от нас в данный момент «наасе», которое предшествует «нишма».

Всевышний выбрал для исправления этого мира нас, а не Эйсава, хотя его имя происходит от слова асуй, сделанный (завершенный), однокоренного со словом наасе. Изначально предполагалось, что Эйсаву будет полностью принадлежать этот мир – мир действия, а Яаков будет сидеть в шатрах и учиться, получая мир будущий. Поскольку Эйсав был отторгнут, то его функции в этом мире взял на себя Яаков. Об этом говорит рав Моше Шапиро: принятие на себя Торы и заповедей – «наасе» – выражает в себе избрание нас, а не Эйсава. Как только мы приняли на себя «наасе» перед «нишма», освятился и мир действия.

Принятие на себя и исполнение Торы в этом мире предшествует всему. Раши объясняет дальше, что берешит – это бишвиль решит, для решит. Наши мудрецы используют несколько понятий, которые называются решит. Их более пространное объяснение присутствует у Рамбана, а Раши приводит два конкретных: для народа Израиля и для Торы. Эти два замысла дополняют друг друга, ибо нет Израиля без Торы, и нет Торы в этом мире без того, чтобы народ Израиля занимался ею. Тора и народ Израиля должны существовать в неразрывном единстве.

Что мы называем «Исраэль»? Что такое народ Израиля? Например, Адам а-ришон был Исраэль или нет? А что можно сказать про Авраама, когда он принимал в еврейство мужчин, а его жена Сара – женщин? Все эти люди назывались «Исраэль»? Ведь такого понятия в те времена еще не существовало! По сути дела, так может называться любой человек, который принял на себя Тору и исполнение заповедей. Это желание переросло у него во внутреннюю потребность, определяет всю его жизнь. В этом было коренное отличие Билама от евреев: он не желал того, что хочет Всевышний. В недельной главе Балак Билам произносит множество красивых слов – о том, что он сделает, если будет на то воля Всевышнего, и так далее. Однако его собственное, внутреннее мерзкое желание проклясть евреев никуда не делось! Билам принял на себя волю Всевышнего, понял, что с ней ему не справиться, однако суть его осталась прежней. Исраэль – это не тот, кто исполняет волю Творца вынужденно, а тот, кто принимает Его волю, как свою.

Что такое воля Творца и как можно ее исполнить? Очевидно, что одного желания тут мало: нужно знать, что именно мы хотим исполнять. Невозможно исполнять волю Творца, не изучив Тору, в которой эта воля и пути ее постижения записаны. Именно поэтому Исраэль и Тора едины – как без народа Израиля в мире не будет того, кто бы исполнял Тору, так и без Торы в мире не будет раскрытия воли Творца, которую можно было бы постигать и исполнять.

Существует дискуссия, в каком месяце был создан мир – в Нисане или в Тишрее. Согласно мнению, что мир был создан в Тишрее (это относится к шестому дню Творения), йом а-шиши, о котором говорится в главе Берешит – это первый Рош а-Шана. Это выглядит тем более оправданно в свете того, о чем мы написали выше: поскольку целью Творения был человек, то до создания человека нельзя говорить о завершении Творения. Интересно, что обо всех днях Творения сказано просто – второй, третий и так далее, а про шестой день сказано – а-шиши – с определенным артиклем а (выраженным на письме буквой ה). Раши говорит об этом так: во-первых, буква ה перед словом «шестой» намекает на пять книг Торы (гиматрия буквы ה равна пяти). Замысел сотворения человека – в том, чтобы он получил Тору на горе Синай, и только тогда Творение было завершено.

Второе объяснение, исходящее из той же идеи – а-шиши – намекает не просто на шестой день недели, но на конкретное шестое число месяца Сиван – день, когда была принята Тора на горе Синай, который мы празднуем как праздник Шавуот.

В начале трактата Авода Зара есть большая сугия – примерно на полтора листа Гемары – о том, как на Высшем суде Всевышний будет представлять книгу Торы и провозгласит: тот, кто занимался этим, пусть придет и получит вознаграждение. Сразу же придут все народы мира: Рим, Вавилон, Персия, чтобы получить свое вознаграждение. Они утверждают, что оно им полагается по праву, ведь все, что они делали, было только для того, чтобы Исраэль занимались Торой! Всевышний их отвергает, говоря, что все, что они делали, было сделано ими лишь ради них самих. Вся эта сугия звучит как нонсенс, и об этом спросил наш великий учитель рав Барух Бер Лейбович нашего и своего великого учителя рава Хаима из Бриска. Какая наглость – прийти на Великий суд Грядущего мира с утверждением, что все было сделано лишь ради евреев, после того, как эти народы пролили в огромном количестве еврейскую кровь и порабощали нас! Рав Хаим Брискер ответил: как раз наоборот, на Великий суд эти народы пришли уже в состоянии понимания, что, хоть и выглядело это ужасно, Всевышний использовал их только для того, чтобы евреи изучали Тору! Получается, что они были использованы ради благих целей, и именно поэтому пришли за своим вознаграждением! Однако никакой награды им не полагается – потому что все благо для евреев делал Всевышний, а народы мира делали как раз наоборот…

Когда советские космонавты впервые полетели в космос (я тогда еще учился в советской школе), глава Советского Союза Хрущев заявил: ну вот, космонавты полетели в космос и бога там не нашли, – значит, его и нет. Один раввин заметил на это в частном разговоре, что в того бога, которого они искали, он и сам не верит: ни в старичка на облаке, ни в ангела с крылышками на луне. Всевышний всесилен и ничем не ограничен, и все, что происходит в мире, происходит исключительно по Его воле. Однако мы, в силу своего ограниченного разума, не в состоянии полностью постичь идею безграничности и всесильности Творца. Часто мы как те космонавты – ищем привычный для нас образ, и неудивительно, что найти его не получается, потому что мы ищем не там и совершенно не то. Откройте любой учебник по истории – там будет описано, как сильные мира сего затевали войны, перекраивали границы стран, как катастрофы поражали целые материки. Однако там ни слова не будет о Всевышнем – о том, как Он управлял умами политиков и полководцев, чтобы в мире произошли определенные события, и осуществился Его замысел. Понимать, что весь мир крутится вокруг воли Творца, и замысел событий – в том, чтобы Его воля исполнилась – основа всего. Это то, что поняли народы мира, придя на Великий суд – что мир был создан ради Торы и Исраэля. В нашем мире мы можем видеть множество примеров нелогичных, казалось бы, поступков, которые, в конечном счете, помогали евреям и спасали Тору. Так, железная дорога Берлин – Санкт-Петербург, по мнению одного из раввинов, которому пришлось ей воспользоваться, была нужна для того, «чтобы нам легче было приезжать в Воложинскую ешиву». А что говорить о Транссибирской магистрали – проекте, на который русские цари истратили миллионы еще «тех», царских рублей, ради которого был загублены тысячи жизней. Главной практической пользой этой дороги стало то, что по ней Всевышний провез ешиву Мир!

Мы говорим в Шма каждый день о том, как в идеале должны строиться наши отношения с Творцом: полюбить Его всем сердцем, всей душой и всем, что у нас есть. По-видимому, мы должны строить себя, свою семью и свою жизнь так, чтобы все это соответствовало замыслу Творца в этом мире. К примеру, рав М. Х. – основатель издательства «Тора Лишма» и мой давний знакомый, программист по профессии – уехал в Америку, занялся бизнесом ради распространения Торы. Издательство «Тора Лишма» сделало много прекрасного в деле распространения Торы! Эта история – прекрасная иллюстрация достоинства человека, когда он знает, чему посвятить себя и во что вложить деньги. Те, кто занимается бизнесом, знают, о чем я говорю: бизнес бывает успешным и бывает провальным, и заранее никто не дает 100% гарантий… Кроме одного случая. Есть абсолютно успешный бизнес, приносящий прибыль своему владельцу, исключающий провал и банкротство – целиком посвятить себя исполнению воли Творца. Даже если в итоге человек окажется без денег, исполненная воля Творца не девальвируется и не исчезает. Это вечное правило, корень всех брахот и огромного благополучия, ко всему остальному применимы знаменитые слова из Коэлет «эвель эвелим» – тщета.

Адам и Хава, первые люди, как известно, получили проклятие – «в поте лица добывать хлеб свой». По поводу этого проклятия существует множество мнений – о чем оно говорит, и насколько это проклятие хорошо для нас. Есть объяснение согласно простому смыслу – что добывать пропитание людям будет очень тяжело. Но при этом везде в Торе, где упоминается изучение Торы и соблюдение заповедей, следование воле Творца, – говорится об особом благословении. То есть проклятие обращается в благословение!

Еще одно мнение – под «хлебом» понимается открытая часть Торы. То есть, упорно трудясь над открытой частью Торы, человек удостоится особого дара – замены тяжкого труда ради пропитания на труд над Торой. Имеется в виду, что трудиться придется в любом случае – или над пропитанием, или над Торой. Но тот, кто полностью посвятил себя занятию Торой, будет избавлен от необходимости тяжело трудиться ради пропитания. Существует даже спор между двумя мудрецами Мишны – раби Шимоном бар Йохаем и раби Ишмаэлем: какого пути от нас ожидает Творец? Полностью снять с себя заботы о материальном и посвятить себя изучению Торы, или, поскольку полностью удалить себя от забот о материальном не получится, учиться большую часть времени, а на каникулах учиться немного меньше и зарабатывать пропитание на весь остальной год? Как мы видим, и в первом, и во втором случае занятие Торой неизменно приводит к брахе. Разве это не беспроигрышный бизнес?

В Торе заложен секрет исправления греха первого человека. Принятие Торы нашим народом называется «началом избавления», и это – причина исправить проклятие. И когда мы сами непосредственно осуществляем исправление, то избавляемся тем самым от проклятия!

Благословение Эйсава, которое досталось Яакову, содержит в себе браху на успех в нашем, материальном мире. Часть людей действительно удостоились этого особого дара – реализации этого благословения. Речь идет о колене Звулуна. В главе Везот а-Браха, которую мы читаем в Симхат Тора, сказано: «радуйся, Звулун, при выходе своем, потому что Иссахар сидит в шатрах». Особый удел Звулуна – благословение Эйсава в материальном, в парнасе, денежном достатке. Но не финансовое благополучие само по себе является причиной большой радости Звулуна, а то, что он вкладывает заработанное в изучение Торы! Как-то в Америке у меня состоялся разговор с одним молодым человеком: я его убеждал, что следует больше времени посвящать учебе, а он, в свою очередь, пытался убедить меня, что в Америке люди больше относят себя к Звулуну, нежели к Иссахару (готовы давать деньги на Тору, но лично ей не заниматься). Основная ошибка в позиции этого молодого человека – в неправильном понимании сути союза Иссахара и Звулуна. То, что он работает 40 часов в неделю и маасер отдает в ешиву – это хорошо, но к Звулуну не имеет никакого отношения. Договор Иссахара и Звулуна – это шутафут, партнерство: не маасер, одну десятую часть, Звулун вкладывает в изучение Торы, а половину! Автор книги «Мишна Брура» великий Хафец Хаим в своей книге «Ахават Хэсед» приводит, что ограничение суммы цдаки и маасера– от одной десятой до одной пятой дохода – не касаются поддержки Торы. Это понятно: ведь вкладывать деньги в Тору – это как вкладывать деньги в самое успешное дело, это самый лучший вклад для самого себя. Точно так же, как нет ограничений на то, чтобы скупать акции какой-то большой компании в надежде на прибыль, так же нет и ограничений на материальное участие в деле изучения Торы – ведь это его дело, это его интересы. Оно засчитывается Звулуну, как будто он сам полноценно учился!

Как мы сказали выше, бишвиль решит – это ради народа Израиля и Торы. Народ Израиля – это те, кто изучает Тору, но не только. Это и те, кто поддерживают изучающих Тору, и вместе они – опора нашего народа и всего мира. Благословение, которое сопутствует серьезно поддерживающим Тору, постоянно и неизменно. Была история про одного бизнесмена, который поддерживал ряд ешив в Израиле. В какой-то год в Америке случился экономический кризис, и бизнесмен разорился. В расстроенных чувствах он прилетел в Израиль к раву Штейнману разбираться, в чем дело. Как же так, – возмущался бизнесмен, – я регулярно поддерживаю ешивы, отчисляю 2 миллиона долларов каждый год, почему я разорился? Где моя особая браха? Рав Штейнман спросил его, сколько он всего зарабатывает в год. Оказалось, что около 100 миллионов. «Ну, раз так», – сказал рав Штейнман, – «то вы даже маасер не дали!» Смысл жизни настоящего Звулуна – быть оплотом Торы. Жизнь его построена на замысле Творца создать мир ради Торы и ради евреев.

Есть лишь две возможности приобрести долю в Торе: либо изучая ее, либо поддерживая тех, кто ее изучает. В мидрашах есть фраза о том, как Звулун буквально вынимал пищу из своего рта и давал ее Иссахару. Этот пример напоминает мне историю моего разговора с одним из меценатов, к которому я обратился по поводу помощи нашим аврехам. Он мне мягко отказал, ссылаясь на то, что уже содержит несколько колелей тут и там… Я понял, что речь не шла о том, что он из-за этого остался без денег, когда он в конце разговора произнес: «ну я же не буду ограничивать свою жену в бюджете!» Это – как раз противоположное тому, о чем говорит мидраш. Я понимаю его так: то, что Звулун вынимал свою пищу изо рта и давал ее Иссахару – это точное описание того, что Звулун делился с Иссахаром абсолютно всем, что он имел – даже тем, что он ест в данный момент. Это – полноценный вариант шутафута Звулуна и Иссахара – когда каждый вкладывает от себя по максимуму: Иссахар – свои силы и усердие в изучение Торы, а Звулун – свою материальную часть. Если же человек решает про себя, что, в общем, он в жизни устроен и никаких крупных покупок в ближайшее время не планирует, то «лишние» деньги он может пожертвовать на Тору, – то это очень важная заповедь, но не полноценный договор Иссахара и Звулуна. Речь здесь идет даже о самопожертвовании. Так же как изучающие Тору не щадят себя, днями и ночами сидя в бейт мидраше, так и поддерживающие их должны оказывать поддержку настолько, насколько они бы обеспечили самих себя. Как-то мы говорили с равом Моше Шапиро об одном деле, и он мне сказал, что самые чистые деньги, которые были вложены и которые обеспечили, в конечном счете, успех предприятия – это деньги аврехов, поскольку они всегда отрывают их от себя.

Важно понимать, что успех любого дела зависит, прежде всего, от брахи, а не от многих миллионов, вложенных в него. Настоящее благословение несет вклад, сделанный с настоящим пожертвованием, буквально «оторванный от себя» – и такой вклад, даже небольшой, приносит огромное благословение – намного большее, чем любые суммы, вложенные «между прочим».

Подготовила А. Швальб

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

Добавить комментарий